Кризис 3 лет у ребенка: как вести себя родителям?

Многие родители могли слышать о кризисных возрастах у детей. Нередко психологи и педагоги употребляют термины «кризис годовасиков», «кризис трехлеток» и так далее. Но, смотря на своего улыбающегося малыша, которому скоро будет три года, они считают – это не про них. Однако буквально через несколько месяцев все меняется: прежде милый и послушный малыш закатывает истерики, кричит и плачет, негативно реагирует на любые просьбы, скандалит и не слушается.

Что делать в такой ситуации, родители судорожно начинают искать информацию о резких изменениях в поведении ребенка, чтобы определить – в чем проблема? Зачастую такие резкие перемены и есть кризисный период, и пройти его без потерь нервов родителей и истерик карапуза удается не всем.


Оглавление: 
Что ожидать от кризиса 3 лет?
Кризис трехлеток: что это такое
Причины кризиса трехлеток
Когда ожидать «первых ласточек»?
В чем выражается кризис трехлеток?
- Проявления негативизма
- Проявления строптивости
- Проявления упрямства
- Проявления деспотизма
- Обесценивание предметов и вещей
- Проявления своеволия
- Протесты и бунты

Что ожидать от кризиса 3 лет?

Родители с удивлением отмечают резкие перемены в поведении ребенка. Всегда ранее послушные детишки начинают закатывать «концерты» и устраивать театр одного актера, топают тогами, кричат и скандалят, стараясь добиться от родителей исполнения своих желаний. Иногда проявления кризиса настолько резкие и выраженные, что родителям приходится прилагать немалые усилия, чтобы сдерживаться и не пускать в ход шлепки и крики. А некоторые практикуют и физические наказания в этой ситуации, что только усугубляет проблему.

Обратите внимание

Важно знать об этом возрасте и особенностях психики больше, чтобы пройти кризисный период с минимальными потерями нервов родителей и без травм психики ребенка.

По мнению психологов, подобный кризис трехлеток – это своего рода обязательный и закономерный этап в жизни детей. Он знаменует начало отделения себя от взрослых, осознание себя как отдельной личности, как члена семьи. Поэтому не стоит пугаться подобного поведения, и тем более предпринимать какие-либо радикальные меры, применять физические наказания. Нужно помочь ребенку пройти это непростое время с максимальной пользой для развития, а для родителей – с минимальными нервными потерями.

Кризис трехлеток: что это такое

Ребенок в своем физическом и нервно-психическом развитии не останавливается ни на минуту. Природа создала все явления на земле динамическими, постоянно изменяющимися, поэтому меняется и окружающий ребенка мир, и он сам постоянно совершенствуется и развивается.

Психика малыша развивается наряду с его телом, органами и системами, по мере формирования все новых и новых связей в головном мозге. Постепенно нервные и рефлекторные реакции усложняются, появляются все новые возможности, способности и поведенческие реакции.

Важно

Развитие психики детей идет не постоянным процессом, а скачками, периодически в формировании нервно-психических реакций возникают кризисные периоды, которые знаменуют постепенный переход на более высокую ступень в своем развитии, освоение новых знаний и накопление объема жизненного опыта, что позволяет перейти на более высокую эволюционную ступень.

Еще совсем недавно малыш был зависим от мамы и папы, никуда их от себя не отпускал, а тут он начинает демонстрировать собственную независимость и индивидуальность.

Кризис трехлеток – это вполне закономерное явление, перестройка отношений ребенка с социумом, разрушение старых связей с созданием новых. Но у родителей может возникать закономерный вопрос, откуда эти кризисы и зачем они нужны, можно ли их обойти?

Причины кризиса трехлеток

Психологи говорят о том, что кризис трехлетки подобен стадии «оперения молодых птенцов». Первое время дети растут как птички внутри скорлупы яйца, они окружены всесторонней заботой и вниманием, они понимают все происходящее, и им комфортно и спокойно внутри своего маленького социума («скорлупы»). Но когда-то наступает момент, когда ребенку становится тесно в границах скорлупы, и необходимо расширить зону своего обитания, тогда «скорлупа» дает трещину.

Малыш выходит из своей «скорлупы», расширяя границы привычного мира, и тогда он осознает некоторые интересные для него мысли. Он может делать многие вещи в жизни сам, и во многих вопросах он вполне может обходиться без помощи родителей.

Таким образом, он понимает, что он не единое целое с мамой и папой, а отдельный организм, личность, автономная и со своими желаниями и возможностями. И он начинает активно изучать свои возможности, проверять границы, за которые пока переступать нельзя.

Обратите внимание

По мнению многих психологов и ученых, кризис трехлеток нужен для детей, чтобы у них сформировались важные для последующей жизни волевые качества, способность к независимости и собственное мнение.

Однако, несмотря на все стремления малышей проявлять свою автономность и самостоятельность, они еще очень неопытны во многих вопросах и не имеют достаточно жизненных уроков, поэтому зачастую им нужна помощь взрослых, без которой им никак не обойтись. И таким образом у них в голове возникают определенные противоречия между «я хочу сам» и «я могу сам». Ребенка раздражает и напрягает подобная ситуация и конфликт между «могу и хочу», что приводит к негативным эмоциям.

Важно

Важно понимать, что основной шквал негативных эмоций они обрушивают именно на самых близких – маму и папу, с остальными людьми дети могут вести себя совершено без изменений. Поэтому именно на родителей и ложится основная задача выведения крохи из кризисного периода.

Когда ожидать «первых ласточек»?

Название «кризис трехлеток» относительно условное, так как у детей проблемы с восприятием мира могут возникать в разном возрасте, начиная с 20-30 месяцев, и достигают максимальной интенсивности к возрасту трехлетия. Ближе к трем с половиной годам проявления идут на спад и все выравнивается.

Длительность кризисного периода тоже крайне вариабельна, и является относительно условной, составляя несколько месяцев. Но при наличии неблагоприятных ситуаций или влияния психотравмирующих факторов течение кризиса может затянуться на пару лет.

Степень «тяжести» кризисного периода во многом зависит от особенностей ребенка, его возбудимости и темперамента, активности психо-эмоциональных реакций, а также тактики поведения родителей и их отношения к происходящему.

Так, известны некоторые закономерности:

  • В зависимости от темперамента длительность периода варьирует – у холериков проявления резче и ярче.
  • существенно влияет стиль воспитания родителей, в авторитарных семьях признаки кризиса более обостренные.
  • существенно влияют отношения между матерью и малышом, чем они ближе друг к другу, тем проще преодолевать тяжелые периоды.
Обратите внимание

Также степень выраженности симптомов связана и с внешними дополнительными влияниями. Если в этом возрасте в семье появляются младшие дети, либо ребенок идет в детский сад, проявления кризисного поведения могут стать острее. Негативно могут влиять проблемы между родителями, родственниками, разнонаправленное воспитание ребенка в семье старшим поколением и родителями.

В чем выражается кризис трехлеток

Психологи выделяют ряд проявлений, которые наиболее ярко характеризуют кризис трехлеток. Среди всех выделяется семь основных симптомов, по которым можно определить наличие подобной психологической проблемы. Проявление этих характерных явлений помогает определить достаточно точно вступление малыша в кризисную пору, а значит, станет сигналом для родителей в смене отношения к ребенку. Важно понимать, что подобное поведение не признак избалованности или вредности, а переходный этап от одной стадии развития к другой.

Проявления негативизма

Важно отличать признаки негативизма от банального непослушания детей, которое возможно в любых возрастных периодах. Поведение ребенка, если он не слушается, продиктовано его желаниями, которые немедленно не выполняют родители. Если же речь идет о негативизме, тогда малыш отказывается от собственного желания, даже если оно будет совпадать с высказанным предложением или требованием родителей.

Другими словами дети что-либо не делают только потому, что инициатива исходила не от них самих, а от близких им людей. Если говорить о конкретных примерах, о непослушании речь идет при прогулках и играх на улице, если мама зовет ребенка кушать, но малыш не хочет идти, потому что еще не наигрался, и отказывается идти в дом. Основу поведения составляет его желание продолжить прогулку, которое противоречит требованию матери возвращаться домой.

Если же говорить о негативизме, то при попытках звать малыша на обед с улицы, он категорически противится этому, хотя уже давно проголодался и устал гулять. Отказ ребенка продиктован не тем, что было мало времени для прогулки, а стремлением противостояния с мнением матери, хотя в данном случае желания обоих совпали.

Другими словами негативные реакции всегда имеют четкий адрес и направляются не на само содержание просьб или пожеланий, требований, а на конкретного человека. Обычно в качестве ведущего объекта будет выбрана мать.

Не стоит давить на малыша, принуждая его к выполнению нужного родителям действия. Важно дать ему «остыть» и затем снова обратиться с просьбой. Можно взять в качестве переговорщика бабушку или отца. Обычно их просьбы выполняются быстрее.

Проявления строптивости

Проявления строптивости могут несколько напоминать негативистское поведение, но оно отличается признаками обезличенности. Другими словами, действия направлены не на конкретных членов семьи, а на весь уклад жизни ребенка в целом. Психологи говорят, что при таком поведении малыш выражает протест против любых порядков и предметов, которыми он окружен. Специфика поведения детей особенна, и больше вероятности встретиться со строптивым поведением в тех семьях, где есть разночтения в отношении методики воспитания и разное отношение в плане методик наказания между самими родителями, либо ними и старшим поколением.

Строптивые дети в принципе не выполняют просьбы и не внемлют разумным требованиям взрослых членов семьи, вне зависимости от того, мать это, отец или старшие дети. Они делают вид, что не слышат обращенных к ним слов. Так, дети могут продолжать играть, когда родители просят убрать игрушки или отправляют детей спать.

Если ребенок не хочет выполнять просьбы, которые к нему поступили, важно переключить его на иные занятия, а спустя некоторое время снова повторить просьбу или выждать время, чтобы он самостоятельно сделал то, о чем его ранее просили.

Проявления упрямства

Подобное поведение важно отличать от настойчивости, но при упрямстве дети будут стоять на своей просьбе потому, что ранее уже требовали эти же вещи или действия. А под настойчивостью понимают волевые проявления, которые позволяют достичь желаемой цели. Важно понимать разницу между двумя этими проявлениями в конкретных ситуациях.

Так, при проявлении настойчивости ребенок не идет есть до тех пор, пока не построит башню из конструктора, которая все время падает. При упрямстве ребенок отказывается идти к столу и отвечает отказом потому, что перед этим говорил, что не голодный, а сейчас уже проголодался.

Родителям не нужно настаивать или переубеждать ребенка, важно оставить еду на столе или предложить ребенку поесть, когда он захочет.

Проявления деспотизма

При нем дети всеми правдами и неправдами стремятся заставить родителей совершить нужные им действия, пусть даже это мелочи и сиюминутные желания. Это подсознательное стремление властвовать над родителями. Так, ребенок может не позволять матери отлучаться от него по своим делам. Если в семье несколько детей, ребенок проявляет ревность в отношении младших детей, отбирает игрушки, не идет вместе на улицу, причиняет боль малышу. Он требует внимания к себе, причем постоянного и когда он этого желает.

Подобные действия — это манипуляции, поэтому идти на поводу у ребенка не стоит, важно одновременно с твердостью показать ему, что внимание родителей можно привлекать вполне мирно, без истерик и конфликтов.

Обесценивание предметов и вещей

В период кризисного возврата у детей происходит обесценивание ранее очень важных для них вещей  и предметов, личностей. Это в равной степени относится и к людям, их окружающим, а также к неодушевленным предметам и игрушкам, определенным нормам поведения. Дети начинают разбрасывать игрушки, ломать любимые машинки или кукол, рвать страницы в книгах или обижать домашних животных. Дети могут грубить родным, обзываться и пытаться драться, кусаться, причем проявляют эти действия в отношении ранее любимых людей.  

Дети активно развивают свою речь, в них в лексиконе могут появляться плохие слова, дети пользуются ими, хотя знают, что это плохо, провоцируя негативнее реакции взрослых.

Важно переключение их внимания на другие предметы и игрушки, а также регулярное изучение правил поведения в мультиках или книгах, проигрывание ситуаций в ролевых играх.

Проявления своеволия

В кризисный период дети могут стремиться к максимальной самостоятельности, и нередко они говорят фразу – «Я сам». Они пытаются в любых действиях обойтись своими силами, независимо от того, могут они справиться или нет. Подобное поведение очень позитивно, если ребенок стремится сам одеваться или обуваться, но если это отпускание руки при переходе светофора, это может стать опасным.

Самостоятельность в поведении ребенка – это способ приобретения им очень позитивных навыков, и даже если дети с первого раза не могут сами что-либо сделать, важно дать им возможности учиться на своих же ошибках.

Но важно ввести строгие запреты на потенциально опасные виды деятельности.

Протесты и бунты

Протестным поведением будет знаменоваться реакция детей на попытки давления на них со стороны взрослых, которые имеют в их глазах авторитет. К таким проявлениям относят попытки укладывать их в одно и то же время, садиться завтракать со всеми, не ломать игрушки, вести себя прилично на улице. Родительская диктатура обычно приводит к бунту и отказу от выполнения привычных дел и обязанностей, истерикам и гневным вспышкам, проявлению негативных эмоций.

Проявление постоянных истерик не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Реакции подобного рода – это своеобразный стресс для ребенка, который пробивает бреши в работе нервной системы. Если накопленное напряжение не будет выходить периодически наружу, это перетечет в проявления агрессии в отношении самого себя.

Во время акции протеста не стоит психовать и терять самообладание, но при этом важно слушать и мнение ребенка. Если бунт направлен на потенциально опасные действия, его нужно пресекать, нельзя идти на поводу детей и менять свое решение.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

 3,484 total views,  1 views today

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (36 голос., средний: 4,33 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>