Ребенок не говорит: что делать?

Речевое развитие ребенка не подчиняется каким-либо жестким правилам и не укладывается в  четкие временные рамки, поскольку на формирование речи влияет множество различных факторов. Более-менее изъясняться малыши начинают, как правило, спустя полгода, а то и год, после того, как освоят технику хождения и бега. Для одного ребенка не составляет труда высказываться на любую тему уже в двухлетнем возрасте, а другой – в три года еще не говорит. А поскольку формирование речи является залогом нормального личностного развития ребенка, при задержке данного процесса родители начинают бить тревогу и пытаться исправить ситуацию.


Оглавление: 
Основные этапы речевого развития ребенка
Задержка речевого развития
Почему ребенок не говорит?
Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить
Полезные советы от специалистов родителям
Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?

Чтобы вовремя помочь своему малышу наладить речь, стоит ознакомиться с примерными сроками ее появления, а также с факторами, которые способны эти сроки сдвинуть. Бывают ситуации, когда помочь могут только специалисты, но в большинстве случаев, достаточно обратить особое внимание на такие моменты как:

  • скорость накопления словарного запаса;
  • присутствие или отсутствие желания разговаривать;
  • физическое и психологическое состояние ребенка.

Попробуем разобраться в данной проблеме, и выяснить, когда следует начинать беспокоиться о развитии речи ребенка и какие меры нужно предпринимать в конкретных ситуациях.

Основные этапы речевого развития ребенка

Самым важным и продуктивным периодом в плане развития речи у ребенка является возраст от 8 месяцев до четырех лет.

На протяжении всего этого периода ребенок проходит через несколько этапов речевого развития:

  1. С 8 месяцев до года. В этом возрасте большинство деток начинают осознанно произносить отдельные слоги, простые слова, состоящие из повторяющихся слогов (к примеру, ма-ма, ба-ба, па-па, би-би) и односложные слова (по типу ам, му, гав, на, дай).
  2. Полтора — два с половиной годика. Примерно в этот период у детей существенно расширяется словарный запас. Ребенок изъясняется уже при помощи более сложных слов (состоящих из нескольких слогов), простых словосочетаний и фраз. Он может рассказать о некоторых явлениях, действиях и предметах. К примеру, «мама, дай чашку», «папа кушать», «дай пить» и т.п.
  3. Три года. В этом возрасте ребенок пытается изменять слова в зависимости от рода, падежа, числа и т.д. Он уже в состоянии рассказать простыми предложениями о том, что видел на картинке, на улице и т.п. В этом возрасте начинается так называемый период «почемучки»: ребенок интересуется буквально всем, что видит вокруг себя. Чем терпеливее и подробнее родители пытаются отвечать на все вопросы малыша, тем больше расширяется его кругозор.
  4. Четыре года. Практически уже дошкольники, как правило, умеют строить сложные предложения, описывая окружающий их мир.

Если на каком-то из этапов речевого развития ребенка заметна явная задержка, родителям следует насторожиться и постараться выяснить, в чем причина таких отклонений от нормы. Разобраться в этом могут помочь такие специалисты, как:

  • невропатолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • отоларинголог.

Только с помощью квалифицированных врачей вы сможете убедиться, что все в порядке, или же над чем нужно поработать, чтобы как можно раньше помочь ребенку перейти на следующий этап речевого развития.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка подразумевает под собой более медленное освоение правил родного языка, начиная со звуков раннего онтогенеза и заканчивая словарным запасом, грамматикой, фразовой и связной речью. Диагноз ЗРР может устанавливаться детям до четырехлетнего возраста. Согласно статистике, ЗРР выявляется у 3-10% детей, при этом мальчики сталкиваются с этой проблемой в 4 раза чаще девочек.

Важно

Нередко задержка речевого развития имеет место наряду с другими нарушениями развития малыша, что приводит к отставанию в умственном развитии.

Основными физиологическими факторами, продуцирующими ЗРР являются:

  • короткая уздечка или другие нарушения структуры языка или нёба;
  • недостаточная степень развития артикуляционных органов (лицевых мышц, языка, губ);
  • нарушение связей в определенных участках головного мозга, отвечающих за речь. При такой проблеме, как правило, ребенку сложно управлять своими губами, челюстью, языком. О наличии данных нарушений могут говорить также проблемы с приемом пищи. Чаще всего, нарушения связей в отдельных участках мозга возникают вследствие родовых травм, и заметны уже на протяжении первого года жизни;
  • нарушения в работе слухового аппарата ребенка, которые, в основном, возникают при наличии наследственной предрасположенности или при негативном воздействии на плод во время беременности;
  • нарушения слуха в связи с ушными инфекциями.

О возможной задержке речевого развития говорят такие признаки:

  1. Вплоть до годовалого возраста малыш плохо реагирует на посторонние звуки, и сам их почти не издает.
  2. К году ребенок еще не умеет пальцем показывать на интересующий его предмет, прощаясь, не машет рукой, и не использует других популярных «детских» жестов.
  3. К полутора годам не пытается имитировать звуки и не очень хорошо понимает, что делать, когда к нему обращаются с простыми просьбами.
  4. Малыш двух лет и старше не воспроизводит никаких спонтанных звуков по собственной инициативе, не имитирует речь или не применяет язык жестов. Может произносить лишь небольшое количество звуков.
  5. Ребенок обладает голосом необычного тона (скрипучий, говор в нос и т.п.).
  6. Взрослые люди, живущие вместе с ребенком и ухаживающие за ним, очень плохо понимают его речь. Как правило, при нормальных условиях родные должны понимать:
    • половину слов – в два года;
    • три четверти – в трехлетнем возрасте;
    • все, о чем говорит ребенок – в четыре года (при этом, даже для посторонних людей речь четырехлетки должна быть полностью понятной).
Важно

Если вы обнаружили у своего чада хотя бы один из перечисленных признаков, следует немедля обратиться за помощью к специализированному врачу (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.), который при подтверждении диагноза назначит необходимую терапию.

Чтобы определить, какой именно врач должен быть лечащим в вашем случае, придется провести исследования мозга (ультрасонография, компьютерная томография и др.). Не забывайте, лучше проявить необоснованное беспокойство по данному вопросу, чем потерять драгоценное время и обратиться слишком поздно. Ведь чем раньше начнется лечение задержки речевого развития ребенка, тем больше у него шансов нормально учиться в школе.     

Почему ребенок не говорит?

Стоит отметить, что в последнее время все чаще встречаются «молчаливые» и при этом абсолютно здоровые дети, которые значительно отстают от своих сверстников в плане речевого развития. Согласно статистике, количество неговорящих малышей растет с каждым годом. По мнению специалистов, на развитие такой тенденции оказывают огромное влияние социальные факторы, а именно:

  1. Дефицит внимания со стороны взрослых, проживающих вместе с ребенком. Малышу просто не с кем разговаривать. Достаточно распространенная ошибка самих родителей – отмахиваться от своего ребенка, особенно, после тяжелого рабочего дня. Возможно, вам знакомы такие вредные фразы, как: «Что за глупые вопросы?», «Я устал, помолчи немного», «Какую чушь ты говоришь», «Давай потом поговорим». Подобные высказывания напрочь убивают в ребенке какое-либо желание общаться.
  2. Различного рода гаджеты – «лучшие друзья» ребенка. Многие родители по причине загруженности на работе или чрезмерной занятости в домашних делах не умеют выделять время на «живое» общение со своим ребенком, взамен предлагая ему телевизор, планшет или компьютер.
Внимание

Психологи заметили, что такой подход к воспитанию малыша отрицательно сказывается не только на его речевом развитии, но и на эмоциональном состоянии.

  1. Частые ссоры между родителями, громкое выяснение отношений между членами семьи.
  2. Слишком быстрый говор мамы или папы, вследствие чего ребенку сложно вычленить отдельные слова, и, соответственно, осваивать речь.
  3. Члены семьи разговаривают на разных языках, или же семья иммигрировала в другую страну. Ребенку приходится осваивать сразу два и более языков, на что требуется несколько больше времени.
  4. Гиперопека со стороны родителей исключает необходимость ребенком осваивать речь, так как все его потребности моментально угадываются и удовлетворяются.

Еще одной причиной молчания ребенка является его аутизм. Число деток, живущих в «своем мире» растет буквально с каждым годом. Аутисты не нуждаются в общении с окружающим миром, поэтому они не испытывают потребности в освоении родного языка. С такими детками «работают» психологи, неврологи и психотерапевты.

Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить

Отметим, что по мнению известного педиатра Комаровского Е.О., достаточно распространенными причинами, тормозящими развитие речи у детей, являются:

  • отсутствие терпения у родителей. Обычно, если двухгодичный малыш не демонстрирует абсолютно никаких навыков говорения, его родители начинают нервничать, достаточно активно и усердно с ним заниматься, прибегать к помощи различных специалистов. К сожалению, такое поведение мамы и папы достаточно часто приводит к обратному эффекту – ребенок замыкается, не понимая, чего от него ждут; 
  • отсутствие должного внимания со стороны родителей и замена его различными современными гаджетами. По мнению доктора Комаровского, в современном мире такая тенденция все больше набирает обороты. Родители тратят свое время преимущественно на работу, компьютер, хобби, посещение тренажерных залов, просмотр любимых сериалов, вследствие чего их просто не хватает на ребенка. К сожалению, «бездушные» гаджеты в таких семьях играют куда большую роль в жизни малыша, чем те малые крохи общения с родителями, которые ему перепадают. Ребенку не у кого учиться разговаривать, к тому же гаджеты не предполагают фантазии, здесь нужно просто следить за происходящим на экране. Результат очевидный – «торможение» речевого и эмоционально развития;
  • отсутствие у ребенка потребности самому говорить. Как ни странно, но молчаливый ребенок может вполне прекрасно владеть речью. Если различные несложные просьбы родителей (показать названный предмет, отнести вещь на ее место и т.п.) малыш без труда может выполнить, но при этом не разговаривает, значит, родители не создали речевой потребности у ребенка.

Видео доктора Комаровского, посвященное задержке речевого развития (мнимой и истинной) Вы можете посмотреть здесь:

Полезные советы от специалистов родителям

Чтобы с самого начала речь ребенка правильно развивалась и существенно снизилась вероятность задержки речевого развития в будущем, специалисты советуют:

  1. С рождения до трех месяцев ласковым голосом говорить с малышом, напевать песенки, и при этом желательно периодически менять место локализации звуков, перемещаясь вокруг кроватки, где лежит ребенок.
  2. С трех месяцев до полугода стараться у ребенка вызывать звуки (лепетание) в ответ на ваше общение, при этом в течение контакта следует поддерживать радостное состояние, улыбаться, смеяться.
  3. С шести месяцев до года активно стимулировать лепетание малыша. Для этого каждый раз, когда ребенок начинает лепетать, нужно вступать с ним в диалог, при этом как можно чаще повторять такие несложные слова, как: мама, дай, папа и другие. Кроме того, в этот период нужно учить малыша движениям и действиям, следуемых за конкретным высказыванием взрослого («Ладушки», пока или до свиданья, дай ручку, дай игрушку и прочее).     
  4. С года до двух лет с ребенком разучивать названия окружающих предметов (мебель, блюда, посуда, одежда), животных, птиц, а также частей тела. Также нужно объяснять малышу связь и отношения между предметами. Например, «котик кушает из миски», «мама моет чашку», «машина едет по дороге» и т.д. В этот период ребенок уже в состоянии выполнять инструкции, состоящие из двух-трех действий: пойди-возьми-принеси.
  5. С двух до трех лет малыша нужно знакомить с более сложными предметами, действиями и картинками, словесно рассказывая об изучаемой вещи. В этот период важно, чтобы ребенок как можно больше слушал и понимал устную речь, для этого ему можно читать несложные рассказы и стихи. До трех лет малыш должен научиться рассказывать о своих впечатлениях, о увиденных предметах и их свойствах, стараться правильно выговаривать слова и строить предложения.

Если физически здоровый ребенок к 2-м годам существенно отстает в речевом развитии от своих сверстников, но при этом врачи не выявили у малыша такого недуга, как ЗРР, рекомендуется в корне изменить установленные в семье правила детского воспитания и образа жизни. При этом стоит помнить, что чаще всего к трем годам детей, как говорится, прорывает, и они очень много говорят. Заниматься с ребенком нужно, но не стоит к этому относится слишком фанатично, чтобы не навредить ему.

Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?

Некоторые рекомендации для родителей:

  1. Различные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и полностью оградить ребенка от контакта с ними невозможно и не нужно. Ни в коем случае не нужно и отбирать их у малыша. Специалисты рекомендуют сократить времяпрепровождение ребенка за просмотром телевизора, его контакт с планшетом и смартфоном. Но чтобы эти мероприятия не были болезненными, необходимо построить общение малыша с вами таким образом, чтобы он получал гораздо больше удовольствия от эмоциональной близости родителей, живого общения, совместных игр и прогулок, чем от контакта с гаджетами.
  2. Ребенок постоянно должен слышать вашу речь. Если говорить не о чем, тогда комментируйте все свои действия. Это поможет не только обогащать словарный запас малыша, но и сформировать его представление о взаимосвязях между действиями и предметами.
  3. Организовывайте активное и продуктивное времяпрепровождение с ребенком:
    • гуляйте на природе в парках отдыха;
    • водите малыша в зоопарк, детские игровые центры;
    • играйте в развивающие игры, соответствующие возрасту ребенка;
    • читайте сказки;
    • рассматривайте картинки и задавайте ребенку простые вопросы: «Кто это?», «Какого цвета?», «Что он делает?»;
    • разучивайте потешки и простые стишки, фразы в которых должны сопровождаться несложными для малыша движениями (к примеру, «Ладушки»).
  4. Работайте над развитием мелкой моторики. Активировать речевой центр в головном мозге помогают специальные упражнения для мелкой моторики:
    • перебирание пальчиками макаронных изделий, круп;
    • завязывание и развязывание шнурков;
    • лепка из пластилина и соленого теста;
    • рисование пальчиковыми красками.
  1. Любые попытки ребенка произнести слоги и целые слова должны быть замечены родителями, которые в ответ не только улыбнутся и устно похвалят, но и постараются сразу же выполнить только что прозвучавшую просьбу. Только таким отношением можно стимулировать малыша сначала озвучивать свои потребности, а в последствии и полноценно общаться. Если же в ответ на молчание ребенка проявлять негативные реакции, ругать и требовать от него каких-то слов, или же на показ обижаться, то это ни к чему хорошему не приведет: малыш может закрыться, отстраниться и еще долго не порадует вас каким-либо словом.
  2. Для молчаливого ребенка будут очень полезны походы в места скопления деток (песочницы, игровые площадки, детские парки, игровые центры). Потребность во взаимодействии с другими детьми отлично стимулирует малыша к использованию речевых навыков.
  3. Когда ребенок пытается сказать вам о какой-то своей потребности не словами, а при помощи жестов, плача или «мычания», не следует тут же угадывать, что ему нужно, и исполнять все его просьбы. Специалисты рекомендуют в таких ситуациях задавать ребенку уточняющие вопросы, как бы провоцируя его на диалог.

По мнению многих специалистов, для трехлетнего малыша, который так и не разговорился, будет полезным пойти в детский сад. Как показывает практика, в детских коллективах, где малыши пытаются подражать друг другу, разговорится даже самый молчаливый ребенок. Конечно же, перед началом хождения в садик, обязательно нужно малыша подготовить к этому должным образом. Кроме того, следует поговорить с воспитателями об имеющейся проблеме, чтобы избежать давления на ребенка с их стороны, ведь когда он захочет, то сам начнет общаться (в детских садах, чаще всего, дети начинают активно говорить уже по истечении одной-двух недель).    

Развитие речи у ребенка проходит очень индивидуально, и зависит от наследственности, воспитательных условий, наличия или отсутствия мотивации. И важно понимать, что от спокойствия и благоразумия родителей очень сильно зависят успехи ребенка в этом плане. Помощь врачей, как правило, нужна в редких сложных ситуациях. А в большинстве случаев, родители в силах помочь своему чаду, уделяя ему должное внимание, ограждая от стрессов и провоцируя озвучивание своих потребностей.

Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

237 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (126 голос., средний: 4,62 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>