Агрессивное поведение детей – патология или поведенческая реакция?

Одной из современных психологических проблем является агрессивное поведение детей – действия, которыми ребенок старается сознательно причинить вред окружающим. Порой такое поведение создает не только психологические неудобства, но и чревато травматическими повреждениями, а также критическими последствиями в виде попыток суицида.

Это поле деятельности психологов и психиатров. Агрессию ребенка выявить не сложно – более проблематично определить ее мотивы. Лечение базируется на психотерапевтических методах.


Оглавление: 
1. Общие данные
2. Причины детской агрессии
3. Развитие патологии
4. Симптомы детской агрессии
5. Диагностика
6. Дифференциальная диагностика
7. Последствия детской агрессии
8. Коррекция агрессивного поведения детей
9. Профилактика
10. Прогноз

Общие данные

Это состояние сложно отнести однозначно к категории заболеваний. Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано объективными причинами, из-за которых центральная нервная система не выдерживает нагрузки и толкает к своеобразному отпору. Но явным психологическим нарушением является агрессивное поведение детей без видимых причин.

Агрессивное поведение может проявляться со стороны детей разных возрастных категорий. Даже ребенок первого года жизни способен демонстрировать агрессию. И хотя со стороны она может показаться милой и забавной – тем не менее, такие ситуации с проявлениями злобы, злости, гнева пускать на самотек не следует. 

Причины детской агрессии

Дети еще не умеют, как взрослые, «играть на публику» – их агрессивное поведение чаще всего имеет практический характер. С его помощью ребенок пытается достигнуть какой-то цели, но дальнейшие отношения на агрессии не строит: нередки случаи, когда маленькие дети, подравшиеся за игрушку, спустя некоторое время опять мирно играют. Какая-нибудь цель – базовая причина агрессивного поведения детей, но на самом деле факторов, которые подталкивают ребенка к проявлению агрессии, намного больше. Основными из них являются:

  • отношения в семье;
  • индивидуальные особенности характера;
  • индивидуальные особенности центральной нервной системы;
  • пол ребенка;
  • взаимоотношения и роль в окружении;
  • провоцирующие ситуации.

Отношения в семье играют огромную роль в формировании поведения ребенка – в данном случае агрессивного. Его становлению способствуют:

  • частые ссоры родителей в присутствии детей;
  • семейное насилие в виде рукоприкладства;
  • прохладные отношения родителей к ребенку.

В первых двух случаях ребенок копирует поведение родителей. Последний фактор – один из наиболее значимых. Так, агрессивное поведение ребенка может возникать, если он не был желанным, но родился, потому что будущая мать не решилась прервать беременность. Мальчики и девочки чувствуют, что их не любят так, как должны по-настоящему детей любить родители. Даже хорошие социальные условия проживания не способны компенсировать такой нелюбви – казалось, ребенка кормят, обувают и одевают, обеспечивают витаминами, возят на отдых, но отсутствие искреннего тепла порождает в нем протест в виде агрессивного поведения.

Обратите внимание

Нередко даже в семье с прекрасной атмосферой рождается ребенок, который растет раздраженным и эмоционально лабильным. Он склонен к вспышкам агрессии на фоне каких-то негативных факторов – усталости, неудовлетворенности и просто банальной детской хандры.

Индивидуальной особенностью центральной нервной системы, которая может способствовать агрессивным выходкам ребенка, является ее врожденная слабость. Это не патология, а вариант нормы, который в обычных условиях никак не манифестируется. Но при определенных внешних раздражителях такая центральная нервная система не справляется с нагрузками – например, ребенок:

  • более болезненно, чем его сверстники, воспринимает замечания учителей или родителей;
  • быстрее устает при подготовке обычного объема школьного задания

и так далее.

Мальчики могут быть более склонны к агрессивному поведению, исходя из того, что их учат быть «настоящими мужчинами». Такой тип воспитания понятен, но иногда крайности педагогических методов (например, ребенку постоянно внушают, что он должен решительно и бескомпромиссно противостоять в спорах и ссорах, не «размениваясь» на полюбовное решение конфликта) приводят к постепенному формированию агрессивного поведения.

Следует отметить, что в последние годы возросло количество случаев агрессивного поведения и со стороны девочек, которым внушают, что они должны уметь постоять за себя в любых случаях жизни. Но со стороны представителей женского пола, независимо от возраста, такие проявления в целом более мягкие, а провокационные факторы должны подействовать больше, чем на мальчиков, чтоб спровоцировать агрессивные действия.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками – это мини-модель будущих «взрослых» отношений в окружении. Дети вступают в коммуникации, при этом, копируя взрослых, примеряют на себя роль лидера. Если же сталкиваются с детьми, которые не желают «покориться», то реагируют агрессивно, пытаясь надавить на «оппонента», а чего доброго, и «соперника» в борьбе за лидирующие позиции в своем окружении.

Провоцирующие ситуации – пожалуй, наиболее часто воздействующие на ребенка факторы, которые могут подтолкнуть его к агрессивным поступкам. Это, как правило, скоротечные события – такие, как:

  • замечание от родителей в жесткой форме;
  • недовольство оценкой;
  • неудовлетворение вовремя физиологических потребностей (например, затянувшееся чувство голода)

и так далее.

Даже неагрессивный по своей сущности ребенок склонен при внешних провокациях к агрессивным проявлениям. Это может случиться, если он:

  • иначе не способен (или не хочет) выразить свои потребности;
  • стремиться снять напряжение, возникшее в силу каких-то жизненных ситуаций – это больше касается детей среднего и старшего школьного возраста.

Развитие патологии

Прикладное значение агрессии проявляется в следующем: ребенок проявляет ее – и далее наблюдает, «работает» ли такое поведение. Если работает, то своеобразный «рефлекс» закрепляется: в следующий раз вместо того чтобы объяснить, попросить, потерпеть, ребенок выплескивает агрессию снова, опять оценивая результат. С каждым последующим успешным случаем закрепляется понимание того, что агрессия – это метод достижения целей, какими бы они ни были.

Сперва основой такого поведения являются негативные эмоции:

  • раздражение;
  • злость;
  • нетерпимость

и так далее.

Затем они подкрепляются действиями – ребенок может:

  • ударить;
  • укусить;
  • сломать какую-то вещь

и тому подобное.

На физиологическом уровне агрессия заключается в нарушении процессов возбуждения и торможения в структурах центральной нервной системы – первые преобладают над вторыми. Нередко толчком выступают органические поражения центров, которые регулируют эмоции и поведенческие реакции. Такие поражения могут быть:

  • врожденными;
  • приобретенными.

В последнем случае это:

  • заболевания и патологические состояния головного мозга (например, опухоли);
  • его травматическое поражение.

В свою очередь, такие травмы могут быть:

  • внешние;
  • ятрогенные – те, которые возникли вследствие врачебных действий. Зачастую это неправильное родовспоможение либо операции на тканях головного мозга.

Выделены отдельные виды детской агрессии.

По направленности патологию разделяют на:

  • гетероагрессию – направленную на окружающих;
  • гомоагрессию – направленную на себя.

По происхождению агрессия бывает:

  • спровоцированная внешними факторами – причинами, которые описаны выше;
  • спонтанная.

По форме проявления выделены такие формы нарушения, как:

  • экспрессивная. При этом ребенок всем своим видом пытается показать, насколько он зол. Делает он это с помощью мимики и жестов. Если его уличают в агрессивном поведении, ребенок это отрицает;
  • словесная – ребенок говорит обидные по отношению к окружающим слова, повторяет ругательства, значение которых может не осознавать, но по его наблюдению понимает, что они могут иметь влияние (по крайней мере, на сверстников); 
  • физическая – ребенок применяет физическую силу.

Симптомы детской агрессии

Маленькие дети способны на агрессивные действия, даже если они еще не понимают их значения и последствий. Дети постарше могут проанализировать данные действия и даже оценить, не накажут ли их за такое поведение.

Обратите внимание

Чем меньше дети, тем чаще они используют физическую манеру выражения агрессии. Причем, казалось, несущественные причины агрессивного поведения детей способны вызвать выраженный всплеск эмоций.

Еще одной особенностью является то, что маленькие дети могут демонстрировать агрессию без «тормозов» – они способны:

  • ударить;
  • плюнуть;
  • толкнуть

и так далее.

При этом действия проводятся, невзирая на степень авторитетности окружающих: ребенок способен замахнуться на папу, маму, бабушку.

По мере взросления агрессивное поведение детей становится более «мягким» – у них нарабатываются навыки общения, обогащается словарный запас, приходит опыт на основании наблюдения за окружающими. При этом вырабатывается некоторая сдержанность – школьники не позволяют себе того, что могут позволить дети дошкольного возраста.

Из-за этого превалирует экспрессивная форма агрессии. Она уже носит не только практический характер ради достижения цели – такой ребенок демонстрирует свое отношение к проблеме, которая вызвала развитие его агрессии. При этом развиваются «плохие» черты его характера, на фоне которых может возникнуть агрессия уже без всякой практической подоплеки – это:

  • эгоизм;
  • обида;
  • чувство мести.

Иными словами, проявление агрессии в старшем возрасте нередко приобретает «театральную» форму.

Развитие данного нарушения во многом зависит от таких факторов, как:

  • степень «испорченности» характера;
  • сила внешнего или внутреннего раздражения;
  • желание достичь цели;
  • уровень самоконтроля.

Последний фактор во многом зависит от воспитания, поэтому в хороших семьях дети в возрасте от 6-7 лет более сдержанны, неконтролированная агрессия может у них проявляться только при выраженных внешних раздражителях. Если приходится защищать свои интересы и позиции, то даже в целом добрый, мирный и послушный ребенок способен на вспышки агрессии.

Если маленькие дети практически одинаково проявляют агрессивность, то при дальнейшем взрослении прослеживаются отличия в поведении мальчиков и девочек. Первые, чувствуя в себе «мужское начало», не стесняются открыто проявлять агрессию, вторые действуют исподтишка, устраивая «холодную войну» и переводят агрессию в некую невидимую со стороны форму – издеваются, насмешничают, сплетничают и так далее.

Обратите внимание

Дети повзрослее (особенно те, у которых в семьях развит культ воспитания) могут страдать от своего агрессивного поведения – они привыкли к мирной обстановке, атмосфере любви и культуры, поэтому необходимость в грубой форме защищать свои интересы действует на них деструктивно. Дети из неблагополучных семей, наоборот, самоутверждаются в агрессии: они чувствуют свою значимость, силу и влияние на детское окружение.

Следует помнить, что в период взросления и полового созревания агрессивное поведение довольно типично – она возникает вследствие перестройки гормональных процессов в организме.

Диагностика

Выявить агрессивное поведение у детей не является затруднительным. Более сложно определить его истинные мотивы.

Детская агрессия – сложное явление, требующее коррекции со стороны специалиста. Спорадические (редкие) проявления можно купировать усилиями со стороны педагогов и родителей, но если ребенок регулярно проявляет агрессию, то без квалифицированной диагностики и методов коррекции не обойтись. Как и при изучении соматических заболеваний, важными в оценке ситуации являются жалобы родителей и педагогов на поведение ребенка, детали анамнеза (истории патологии), данные осмотра. Могут понадобиться дополнительные методы исследования (инструментальные и лабораторные), так как поведенческие отклонения способны возникнуть как следствие врожденных патологий.

Изучая анамнез патологии, психолог уточняет следующие нюансы:

  • как давно ребенок стал агрессивным;
  • как часто возникают приступы агрессии;
  • на кого они направлены;
  • какой является обстановка в семье, детском саду, школе;
  • болеет ли ребенок какими-либо соматическими патологиями;
  • проводилось ли ранее купирование таких приступов агрессии, а если проводилось, то какими методами, какими были результаты;
  • если в семье есть другие дети, как можно оценить их поведение.

При осмотре психолог оценивает манеру поведения ребенка, его коммуникативные навыки, готовность отвечать на вопросы специалиста.

Чтобы собрать информацию в более полном объеме, предусмотрены специальные анкеты с вопросами. Распространенными являются опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник Личко.

Также используются новые методики диагностики – например, ребенок на просьбу психолога должен нарисовать рисунок на заданную тему, по которому можно определить его эмоциональное состояние.

Дифференциальная диагностика

При выявлении агрессии у ребенка следует отличать факторы, по которым она возникла: это либо важные причины, и ребенок просто защищает свои интересы, либо его крайняя избалованность и несдержанность, которые не корректируются семьей и школьными педагогами. От причин развития агрессии зависит тактика психолога и близких людей ребенка.

Последствия детской агрессии

Последствиями данного нарушения могут быть:

  • неврозы – расстройства со стороны центральной нервной системы в виде астенических (нервное истощение), навязчивых или истерических эпизодов, ухудшения умственной и физической трудоспособности;
  • психопатия – нарушение личностных характеристик в виде эгоизма и эгоцентричности, отсутствия сопереживания и раскаяния;
  • нарушение сна – бессонница ночью и сонливость днем;
  • отклонения в социальном поведении – неспособность уживаться в социуме, конфликтность;
  • склонность к суицидальным попыткам – наиболее тяжелое возможное осложнение агрессивного поведения детей. Расценивается как аутоагрессия.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Терапия такого нарушения – немедикаментозная и медикаментозная.

Немедикаментозное лечение заключается в привлечении методов психотерапии. Основная цель – это не убеждение ребенка, что «так делать нельзя», а:

  • помощь в решении детских проблем;
  • социальная занятость – детей обучают помогать тем, кто требует помощи;
  • обучение адекватным способам выражения чувств. Ребенку нельзя запретить выразить эмоции в агрессивной манере, но можно объяснить ему, что достижение целей доступно более правильным и, главное, эффективным путем

и так далее.

Важно

Занятия с детьми поменьше проводят в игровой форме, для детей постарше будут более эффективными беседы, направленные на донесение рациональных идей поведения – проще говоря, ребенка учат что-то попросить, а не агрессивно требовать, разъяснять свои позиции, а не выплескивать гнев, и так далее.

Эффективными методами влияния при агрессивном поведении детей являются:

  • игровые упражнения;
  • обучение общению;
  • расслабляющие занятия.

Во время игровых упражнений ребенку дают возможность проявить свою агрессию по отношению к неодушевленным предметам – мячу, воде, бумажным конструкциям и так далее. Использование игрушек в виде кукол и животных не рекомендуется – ребенок будет ассоциировать их с людьми. Во время таких игровых упражнений ему дается возможность выбрать между агрессивным методом поведения и более конструктивным взаимодействием с окружающими (обращением с просьбой помочь, дать, уступить и так далее).

Обучение общению в виде тренингов проводят с детьми постарше. 

Тем самым ребенку доносят идею, что он уже взрослый, его уважают, поэтому обучение проводят, как со взрослыми. Оно эффективно еще и потому, что проходит в виде коллективных занятий. Во время них ребенок:

  • наблюдает за окружающими;
  • оценивает свое поведение и возможности;
  • «примеряет» на себя позицию в виде «Я могу не хуже, я справлюсь, я буду хорошо себя вести и смогу достичь цели».

Психотерапевт моделирует ситуации и предлагает детям рассказать, как они поведут себя в них, а потом вместе с ними анализирует ответы. Последний нюанс очень важен, так как подчеркивает то, что мнение ребенка считают важным. Главная задача таких занятий – убедить детей, что для достижения цели необязательно прибегать к агрессивным методам влияния, научить их конструктивизму. 

Во время расслабляющих занятий детей учат «уходить» от чувства тревоги, напряжения, страха, мнительности, бессилия в решении тех или иных проблем, демонстрируют, как можно избежать приступов агрессивности. Дети учатся расслабляться ментально и физически – восстанавливать нормальное дыхание, переключать внимание и так далее.

Успешно применяются и индивидуальные методы влияния на таких детей. Так, если замечены какие-то увлечения ребенка, их следует развивать – увлекшись, он перестанет акцентировать внимание на негативных вещах, которые могли спровоцировать агрессию. При этом не следует шаблонно относиться к хобби – увлечением могут быть не только марки и коллекция машинок, но и желание попробовать себя в роли волонтера и помогать в уходе за животными в приюте.

Важно

Вспышки агрессии хорошо купируются у детей во время путешествий. Мультикультурная среда влияет очень благотворительно. Ребенок не только оценивает неагрессивное поведение детей в своем окружении, но и увлекается деталями нового для себя стиля жизни – традициями, едой, одеждой, архитектурой и так далее. 

Медикаментозная терапия понадобится при признаках психических расстройств. Как пример, таковым является острый психоз – выраженное отклонение психической деятельности, при котором поведенческие реакции грубо противоречат реальной ситуации (иными словами, проявляется неадекватная реакция на события).

Профилактика

Методами профилактики агрессивного поведения детей являются:

  • правильное воспитание в семье и школе, привитие общечеловеческих ценностей;
  • гармоничные отношения между всеми членами семьи;
  • уважение желаний и потребностей ребенка;
  • улаживание конфликтных ситуаций мирным путем;
  • обеспечение ребенка всем необходимым для комфортного проживания и учебы – иными словами, полноценное питание, предоставление ему личного уголка для игр и выполнения домашних занятий и тому подобное.

Важной является демонстрация понимания ребенка в его попытках достичь цели, при этом нежесткая, но настоятельная коррекция поведения: «Я понимаю, что ты расстроился, но давай попросим Мишу отдать тебе мяч, а если он не захочет – поговорим с ним, как это делают взрослые люди». Ключевым моментом является демонстрация веры в то, что у ребенка все получится.

Прогноз

Прогноз при агрессивном поведении детей в целом благоприятный. Довольно простые методы психотерапии позволяют скорректировать поведение ребенка. При этом не следует уповать только на психотерапевтов – в коррекции поведения ребенка роль семьи и близкого окружения огромна.

Работа с педагогически запущенными детьми требует больше времени и усилий, но такие дети не являются безнадежными. Такие абсолютно простые вещи, как понимание потребностей ребенка, отклик на его желания, ласка, любовь и добро, очень действенны и способны творить буквально чудеса. Как утверждают специалисты: «Если добро не помогает, то его порцию нужно удвоить».

Ковтонюк Оксана Владимировна, медицинский обозреватель, хирург, врач-консультант

 2,393 total views,  2 views today

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (66 голос., средний: 4,41 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>