Детский сад: плюсы и минусы

Сегодня проблема с детскими садами стоит уже не так остро, как это было еще 10-15 лет назад, когда мест для малышей не хватало. Дети могут посещать как обычные, муниципальные сады, так и частные мини-садики или ясли, группы неполного дня. Но заветная путевка в садик не всегда радует родителей, особенно, если малыш имеет особенности характера. Родителям важно выбирать детское учреждение и возраст начала посещения садика тщательно, чтобы новый этап жизни принес ребенку как можно больше позитивных моментов и не навредил его физическому и психическому развитию.


Оглавление: 
1. Возможность выбора
2. Минусы детского сада
- Количество детей
- Проблемы адаптации детей
- Частые болезни
- Проблемы в поведении
- Проблема кадров и дефекты воспитания
- Проблемы с приемом пищи
- Отсутствие индивидуального подхода
3. Плюсы детского сада
- Очерчивание границ, принятие правил
- Постепенное преодоление стеснения
- Навыки общения 
- Физическая активность и развитие

Возможность выбора

Сегодня помимо традиционного детского сада, в который дети начинают ходить ближе к трем годам, есть возможность поступления в ясли, в том числе частные, или частный детский сад неполного дня. В ясли дети могут ходить примерно с 12-15 месяцев, есть возможность пребывания на полный день или только до обеда. Есть даже варианты продленного дня, до позднего вечера, а также круглосуточный пансион в будние дни, если родители вынуждены работать допоздна.

Некоторые родители отказываются от детского садика в принципе в пользу пребывания ребенка дома, с бабушками или няней, либо малышом до поступления в школу занимается сама мать. В любом случае, всегда стоит взвешивать все аргументы в пользу детского сада и против него, оценив их в соответствии со здоровьем, развитием и темпераментом, особенностями собственного ребенка.

Минусы детского сада

Количество детей

Естественно, обсуждая вопрос о выборе детского сада нельзя обойти вниманием все минусы, которые возможны при его посещении. Важно изначально знать все негативные стороны, чтобы затем непредвзято оценивать их и сравнивать с неоспоримыми плюсами.

Если говорить об обычных муниципальных садах – основная их проблема – это дефицит мест и очень большие, сверх-укомплектованные группы. В одной группе сада может быть одновременно до 25-35 детей, на которых приходится один воспитатель и одна нянечка (в лучшем случае). В частных садах с этим все гораздо проще и лучше, группы обычно не более 10-12 человек, воспитателей обычно двое, плюс нянечка и дополнительный персонал. Но тут возникает другой минус – оплата такого сада порой очень велика, она может создать серьезную нагрузку на бюджет семьи.  

Соответственно, в больших группах внимания ребенку уделяется немного, в частных садах, хотя все гораздо лучше в отношении количества детей и качества обслуживания, но позволить себе посещение такого учреждения могут далеко не все.

Проблемы адаптации детей

Для любого ребенка резкая смена обстановки – это стресс, который они переносят по-разному. Часть детей имеют открытый и дружелюбный характер, растут в окружении детей и легко вливаются в новый коллектив. Другие малыши с трудом могут на длительное время оставаться без родителей, сложно и долго адаптируются. Предсказать заранее, как будет проходить адаптационный период сложно. Известен тот факт, что легче привыкают к новому дети до двух лет и после 4 лет. А вот в сложный, кризисный период 2-3 летнего возраста адаптация может идти тяжело. Есть малыши, которые с удовольствием утром бегут в детский сад и ждут все выходные, когда они снова вернутся к друзьям. Для других походы в садик – это утренние потоки слез и истерики, капризы и частые болезни. И дело даже не в воспитателях и отношении других детей – это особенности самого ребенка, его характера и темперамента, привязанности к дому и родителям.

Важно!

Процесс привыкания в среднем занимает до 3-6 месяцев, и иногда он тяжел для родителей и малыша. Есть и вообще особые дети – несадиковые, они просто не могут ходить в детский сад как другие.

Частые болезни

Проблема адаптации еще и в том, что в период стрессов страдает иммунная система ребенка, он становится уязвим для вирусных и микробных инфекций. Кроме того, большое количество детей со своей собственной микрофлорой – это дополнительный источник инфекционных агентов для ребенка. Добавим сюда еще и различные детские болезни, которые приносят в группы детского сада – ветрянку, краснуху. Не все дети могут легко и быстро справляться с инфекциями, могут возникать затяжные болезни, аденоидные вегетации, хронические процессы. Поэтому в первое время дети чаще сидят на больничном, чем ходят в детский садик. Хорошо, если во время болезни у родителей есть возможность побыть с ребенком дома, или есть бабушки, которые могут взять на себя заботу о ребенке. Часть детей переносит инфекции на ногах, их отправляют в сад не долеченными, так как нет возможности длительно сидеть на больничном, это повышает вероятность новых инфекций.

Обычно после первого года посещения садика, если дети не уходят из него и на время летних каникул, число инфекций закономерно идет на спад, формируется относительно устойчивый иммунитет к болезням. После трех лет дети постепенно болеют уже меньше.

Проблемы в поведении

Реакция на стресс и новое окружение может быть различной. Возможны серьезные особенности в поведении ребенка, принесенные из детского садика. Ребенок будет сталкиваться с новой для него системой воспитания, коллективной, и он может реагировать на подобные изменения его жизни своеобразно.  Проблема контроля своего поведения и эмоций может выливаться в различные капризы, истерики, а также появление в лексиконе новых фраз или слов, командного тона. Ребенок может повышать голос, пытаться диктовать свои условия. Когда родители не реагируют на подобные выходки детей, не проявляют эмоций и относятся к подобному с пониманием и долей юмора, без раздражения и злости, поправляют ребенка и делают ему тактичные замечания, подобное быстро пресекается. Ребенок перестает перенимать воспитательные манеры и переносить их в домашнюю обстановку.

Могут возникать копирование поведения других детей, порой с агрессией и драками, силовые попытки переломить ситуацию в свою пользу. Важно также пресекать подобное мягко, но категорично, не срываясь на крики и наказания. Важно также корректировать поведение ребенка в отношении других детей, которое он может «приносить» из детского сада на площадку.

Возможно и появление нежелательных слов в лексиконе, на которые также нужно реагировать без эмоций, поправляя ребенка и указывая ему, что в семье так не общаются. Плюс, дети могут также принести и ненужную им информацию, в том числе об интимных темах, в этой ситуации от родителей потребуется терпение и тактичность.

Проблема кадров и дефекты воспитания

Хотя в детские сады принимают на работу людей, имеющих педагогическое образование, тактика и подходы к воспитанию, когда в группе много детей, могут существенно различаться с домашними методиками. Воспитатели порой не совсем правильно и тактично общаются с детьми, могут процветать силовые методы решения вопросов, наказания и запугивания. Нередко проще повысить голос, чем долго и нудно отвечать на вопросы или внушать определенные правила поведения. Запугивания, публичное порицание, система наказаний и запретов, все это может негативно отразиться на психике ранимых и впечатлительных детей. Если родители не замечают проблем в поведении, вовремя не вмешиваются в ситуацию, пускают все на самотек, возможны проблемы со здоровьем вплоть до неврозов, ночных страхов, тиков и бессонницы. Также возникает и категорический протест против посещения садика.

Проблемы с приемом пищи

Не все дети отличаются с раннего возраста отменным аппетитом, поэтому у малышей, которые медленно или плохо едят, в детском саду могут возникать проблемы. Зачастую родители не готовят детей к тому, что нужно самостоятельно кушать и пить за столом, и у воспитателей порой нет времен на то, чтобы всех накормить и напоить. Само по себе меню детского садика может существенно отличаться от того, чем детей кормят дома, поэтому могут возникать серьезные проблемы с питанием. Не все дети с удовольствием едят супы и каши, котлеты или салаты, которые предлагают сады, и нередко могут возникать проблемы пищеварения из-за плохого питания и вкусов, отличающихся от привычного для ребенка. Со временем начинает срабатывать правило еды за компанию, но на это нужно время, и поначалу аппетит детей в садике может серьезно страдать. Нередко дети говорят родителям, что в садике они ничего не едят. Это провоцирует тревогу и конфликты с воспитателями, хотя в реальности дети могут в принципе, не так уж плохо питаться в саду, но дома он просто может не договаривать часть информации.

Отсутствие индивидуального подхода

Естественно, когда в группе больше 20 человек, сложно говорить об индивидуальном подходе к каждому, поэтому на первый план выходит воспитание умения ладить с коллективом, общая деятельность. Конечно, дети с задатками лидера будут себя проявлять, а тем малышам, которым нужно внимание и развитие талантов будет сложнее. Если ребенок застенчив или медлителен, ему сложно будет во время занятий или утренников, могут возникать проблемы общения, боязнь публичных выступлений. Особого внимания талантам детей в садике не уделяется, и задача родителей организовать для ребенка дома дополнительные пути развития его способностей.

Если ребенок застенчив, могут уходить от внимания воспитателей и даже родителей его конфликты, прессинг со стороны более активных детей. Могут возникать проблемы в будущем, замкнутость и подавление воли. Поэтому задача родителей – говорить о том, что было в саду и обращать внимание на любые изменения в поведении или общении ребенка, не пропускать мимо ушей любые его жалобы.

Плюсы детского сада

Частично мы уже обсудили вопросы, которые возникают в отношении детского сада, но есть ли очевидные плюсы при наличии достаточно большого количества минусов. Если не считать того, что родители могут работать, пока дети под присмотром в садике, у этого учреждения есть и ряд неоспоримых дополнительных плюсов. О них стоит сразу подумать и помнить, когда проходит адаптация и есть желание забрать вечно плачущего кроху из сада совсем.

Формирование правильных манер и правил поведения в обществе. Постоянно наблюдая за другими, обучаясь на примере окружающих и воспитателей, дети могут научиться хорошим манерам. Их приучают мыть руки перед едой, пользоваться салфетками, вилками, ложками, говорить спасибо после еды, на Вы обращаться ко взрослым, спрашивать разрешения и т.д.

Если даже в семье не обучают вежливости, этому детей научат в детском саду. Со временем дети обучаются правильным приветствиям, стилю общения и разговору с детьми и взрослыми. Их учат убирать игрушки, постель и складывать одежду на стул, переодеваться после улицы. Воспитатели постоянно напоминают об этом, закрепляя на уровне подсознания и доводя привычки до автоматизма.

Очерчивание границ, принятие правил

При посещении детского садика ребенок быстро понимает, что ему нужно выполнять указания воспитателей, соблюдать определенные правила поведения  и приличия. У них формируется понятие о взрослом авторитете, и тем, у кого дома порядки отличаются от садиковых, становится сложно учиться подчинению. Дети могут веси себя непредсказуемо, они могут проявлять гиперактивность и непослушание. Но это хороший пример того, что не все в жизни будет подчиняться желаниям малыша, есть режим и дисциплина, определенные запреты, которых нужно придерживаться. Детей учат тому, что они не должны драться, мирно решая конфликты, нельзя покидать площадку во время прогулок, нужно делать то, что говорит воспитатель во время занятий. Детей приучают к режиму дня – кушать, спать, гулять в определенное время. Все это помогает в самоорганизации ребенка и формировании уверенности, предсказуемости поведения, что необходимо и дома.

Постепенное преодоление стеснения

Многие дети застенчивы и робки, им сложно общаться с взрослыми или публично рассказывать стихи, выступать в центре зала на глазах публики. Постепенно малышей приучают к выступлениям и работе в команде, развивать свои творческие наклонности. Изначально детей не заставляют выступать, это делают те, кто готов, остальные малыши учатся на примере старших. Ближе к 4-5 годам малышей активно вовлекают в выступления на утренниках, чтобы они становись более раскованными, не робели и не стеснялись. Похвалы и родительское одобрение во время выступления придают силы и уверенности.

Навыки общения

Основной плюс посещения детского сада – это формирование навыков общения, как со своими ровесниками, так и со старшими, а также с взрослыми людьми. Детей учат работать как индивидуально, так и в коллективе. Дома подобную среду общения создать практически невозможно, плюс сада – регулярность такого общения, необходимость ежедневного взаимодействия с окружающими. Детей учат ролевым играм, причем с ровесниками, они видят поведение разных детей, учатся давать ему оценку, формируют дружеские отношения, привязанности.

Во время посещения детского сада дети учатся делиться играми и ждать очереди, выступать и работать сообща, в команде, распределять роли между собой, слаженно действовать. Командная деятельность полезна в будущей жизни, когда ребенок пойдет в школу и затем, по жизни.

Физическая активность и развитие

Несомненно, дети в саду более подвижны и активны, они гуляют, занимаются физкультурой, не сидят на месте часами, как это возможно в домашних условиях. Постоянное движение полезно для детского развития, оно помогает малышам тренировать мышцы, сжигать калории и активнее расти. У детей формируют привычки к ведению здорового образа жизни за счет зарядки, упражнений, подвижных игр и активности.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

1,569 просмотров всего, 19 просмотров сегодня

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (64 голос., средний: 4,19 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>