Кризис 7 лет у ребенка: рекомендации родителям от психолога

В возрасте шести-семи лет жизнь ребенка радикально меняется. Из беззаботного дошколенка он превращается в ученика, которому необходимо ежедневно посещать школу, делать уроки и жить по новому расписанию. Естественно, что переход от одного социального статуса к другому не у всех проходит гладко и может приводить к кризису развития – так называемому кризису семилеток. Это закономерный этап в развитии, который знаменует большой шаг в психическом развитии, поэтому переживать и тревожиться не надо. Все родители, так или иначе, переживают подобный кризис.


Оглавление: 
Причины кризисов: почему именно семь лет?
Особенности детской психологии
Истоки кризисов семи лет
Как проявляется кризис 7 лет у ребенка?
Кризис 7 лет у ребенка: что делать родителям?
Советы по устранению кризисного поведения

Причины кризисов: почему именно семь лет?

В развитии ребенка выделяются определенные этапы, которые сменяют друг друга. Психо-эмоциональное развитие идет со сменой относительно стабильных и кризисных, более трудных психологически периодов, во время которых ребенок постепенно осваивает новые умения и навыки, формирует новый виток развития. Каждый новый период в развитии психики обычно стартует с определенных кризисных возрастов, как это уже было у ребенка в год, и затем три года его жизни. Практически все малыши в той или иной мере проходят в своем развитии определенные изменения поведения, причисляемые к кризисным периодам.

Обратите внимание

Кризис семилетки – третий по счету, ранее дети уже переживали подобные кризисные периоды на первом году, а затем в пору трехлетия. Сложность именно этого этапа связана с тем, что его пик нередко совпадает с началом новой жизни — посещением школы, когда жизнь ребенка кардинальным образом меняется.

Особенности детской психологии

Большинство детей старшего дошкольного возраста обычно стремятся как можно скорее закончить хождение в садик и начать обучение уже в школе, торопят время и переживают по поводу нового жизненного этапа. За счет подготовительных занятий в группах детского сада и ознакомительных визитов в школу, демонстрации перед более маленькими детьми своих умений первоклашки демонстрируют взрослость. Кроме того, дети шести-семилетнего возраста уже относительно готовы к новому расписанию и знают правила новой жизни, ожидающей их в школе. Дети понимают, что за счет обучения в школе у них возникнут новые обязанности, но они проявляют готовность к ним, так как хотят поскорее почувствовать себя более взрослыми. У них возникает своего рода конфликт между возможностями и их реализацией.  

Важно

Для ребенка начало школьной жизни – это частичная возможность вступить в относительно взрослую жизнь, он через начало школьного обучения уже осознает себя достаточно активным и полноценным членом взрослого общества.

По мере приближения школьного обучения дети воспринимают себя уже не просто ребенком, они начинают осознавать себя учеником, участником новой общественной жизни, и они начинают вполне осознавать и осмысливать себя членом общества и формируют свое уже общественное «я». Подобного рода предпосылки и определяют в дальнейшем появление новых психологических черт – это появление уважения к собственной личности. Часть же детей не желает переходить на школьное обучение, не хочет покидать стены детского сада и все также желают быть беззащитными либо маленькими, не готовыми ко взрослой жизни.

Истоки кризисов семи лет

Конечно, во многом причиной появления кризисного поведения может стать отношение и позиция взрослых, которые окружают ребенка. На сегодняшний день своей жизнью, местом в ней и отношением к происходящему в целом недовольны даже многие взрослые. Зачастую подобные свои чувства  комплексы родители компенсируют за счет собственных детей. Нередко родители возлагают на детей слишком большие надежды, изначально навешивая им ярлыки, формируя в их головах определенные установки «учиться непременно лучше других деток в классе», «обязательно стать чемпионом в спорте», и не верят мнению педагогов и психологов о том, что у ребенка есть проблемы развития, которые нужно устранять, полагая, что их дочка либо сын самые лучшие, и они не могут быть не идеальными.

Родители принимаются ругать ребенка в тех случаях, когда он делает что-либо не так, как от него ожидалось и не могут понять, что ребенок не может научиться сразу всему. В реальности ребенку нужно приложить все возможные усилия, чтобы он мог в реальности оказаться таким, каким его хотели бы видеть его родители. Естественно, поддержка родителями своих детей в их начинаниях, которая формирует их самооценку, крайне важна, но не тогда, когда ребенка идеализируют, и ребенок начинает воспринимать себя неадекватно – самым идеальным, умным и особенным. В таких случаях есть риск развить в ребенке боязнь несостоятельности, он будет бояться, что не оправдает тех надежд, которое на него возлагаются, и это приведет к стрессу.

Проблемы с отношением к обучению в школе могут также быть связаны с тем, что современная программа обучения, а также методики воспитания детей в выпускной группе садика становятся все более сложными  приближенными к школьным. Начиная с садика дети начинают уже привыкать к учителям и урокам, если к ним приходят заниматься ежедневно, и перестраиваются на школьный режим. В таком случае поступление в школу перестает восприниматься как новое и яркое событие в школе, теряется интерес к этому и снижается стремление примерять себе новую роль  — ученика.

Важно

Возникновение самоуважения – это ключевое новообразование в формировании кризиса семилетки.  

Как проявляется кризис 7 лет у ребенка?

Важно понимать, что старшие дошкольники постепенно стремятся участвовать в жизни не только собственной семьи, но и социума, и самым доступным способом принять в этом участие и реализовать свои стремления будет поступление в школу и обучение в ней. Поэтому большинство детей старшего дошкольного возраста очень ждут нового этапа своей жизни, активно  с большим удовольствием играют в ролевые игры о школе и несколько раз в день  перебирают и рассматривают школьные принадлежности, купленные к началу обучения.  

Обратите внимание

Дети в возрасте шести-семи лет крайне стремятся всеми силами демонстрировать, что они уже взрослые, они многое уже понимают и знают, и постоянно хотят участвовать во взрослых разговорах, могут заявлять о своем мнении и даже навязывают его другим.

В этом возрасте дети с охотой надевают взрослые вещи, играют в игры с имитацией взрослой деятельности, меряют родительские обувь и одежду, девочки пробуют мамину косметику. Подобное поведение и игры могут приводить к недовольству самих родителей, которые могут ругать или одергивать детей, просят не мешать разговорам или вести себя более спокойно. Важно не подавлять стремление и потребности малыша стать более взрослым, уважать его мнение и давать ему возможность формирования самоуважения.

Подобное происходит в силу того, что родители относительно своего подсознательного восприятия собственного ребенка обычно отстают от того, что есть в реальности. Многим родителям кажется, что малыш еще более несамостоятельный и слабый, чем это есть в реальности. На подсознательном уровне матери и отцы хотят, чтобы ребенок оставался все таким же беззащитным и маленьким, каким его принесли из роддома. Также родители всячески стараются ограждать ребенка от сложностей жизни и получения нового опыта, чем подавляют его стремления и возможности быть более самостоятельным. Формируется своего рода разрыв в восприятии себя самого ребенком и отношением к нему его родителей.

Если ребенок не получает от родителей и других взрослых возможность проявить свою самостоятельность, продемонстрировать собственное мнение, он начинает искать иные варианты в реализации возникающих потребностей. Выясняется, что совершенно непросто высказаться и выразить все те мысли и чувства, поскольку их демонстрация может вызывать недовольство родителей. Если нет возможности высказывания напрямую, дети начинают проявлять капризы, кривляться и шалить, таким образом привлекая внимание взрослых – это самые доступные и методов.

В этом поведении проявляется еще один уровень несоответствия, который типичен для кризиса семилетки. Так, с одной стороны, дети уже хотят быть взрослыми и самостоятельными, но с другой – применяют типично детские протестные формы поведения. Их психологи именуют регрессивными вариантами поведения.

Кризис 7 лет у ребенка: что делать родителям?

Если родители замечают, что ребенок в возрасте шести-семи лет начинает привлекать к себе внимание, капризничает и раздражается, но при этом он старается принять участие во всех делах или разговорах, важно понимать, что он вступает в очередной из кризисных периодов развития. Важно иметь определенный опыт общения с ребенком в это непростое для него время, а также понимать, что такие формы поведения совершенно нормальны, и они необходимы для того, чтобы ребенок в дальнейшем развивался психологически. Есть несколько вполне простых рекомендаций, которые помогут в общении с ребенком на протяжении этого трудного периода, они помогут проще и менее болезненно преодолеть возможные осложнения:

  • Важно всячески поощрять активность с самостоятельностью малыша, можно предоставить его возможности для самостоятельных действий.
  • нужно стать своего рода консультантом в жизни малыша, не запрещая какие-либо действия, а рекомендуя то, что будет полезно. Нужно помогать ребенку в сложных ситуациях мягко и ненавязчиво.
  • стоит привлекать ребенка к тому, чтобы он мог обсуждать разнообразные взрослые вопросы в меру его возможности. Нужно интересоваться его мнением в этом вопросе, внимательно его послушать и не критиковать. Вполне возможно, что в речи ребенка есть здравое зерно, и нужно давать ему возможность высказаться, тактично поправляя, если он ошибается.
  • важно быть готовым к принятию точки зрения ребенка, соглашаться с ним, и это никак не повредит авторитету родителей, зато поможет в укреплении его самоуважения и самооценки.
  • нужно всегда быть рядом с ребенком и всячески показывать, что для вас важно его мнение и достижения, вы понимаете его, и всегда можете прийти на помощь в сложных ситуациях.
  • важно обязательно показать ребенку возможные способы в достижении желаемых целей и обязательно хвалите его, когда они их достигает. Важно поощрение даже небольших достижений, если он идет к намеченным целям, это помогает в укреплении веры в себя и ощущении собственной самостоятельности и силы.
  • нужно всегда отвечать на вопросы ребенка, не отмахиваясь даже от тех, на которые ранее были неоднократно даны ответы. Возраст шести-семилетки – это время, когда интересны многие вещи и события, и любознательность может быть просто безграничной. Возможности получения ответов на любые возникающие вопросы может стать мощным стимулом для того, чтобы активно стимулировалось интеллектуальное и социальное развитие.
  • важно быть последовательным в отношении своих требований. Если ребенку что-либо не разрешается, важно стоять на своих требованиях до конца. Если же этого не делать, тогда истерики и капризы, слезы и крики будут поводом для того, чтобы настоять на своем и получить желаемое. Не менее важно следить еще и за тем, чтобы окружающие ребенка взрослые предъявляли к нему единые требования, имели единую политику воспитания. Если же родители имеют одну линию поведения, а старшее поколение иную – это приведет к неминуемым конфликтам, а усилия по воспитанию не приведут к желаемым результатам.
  • необходимо подавать ребенку правильный пример взрослого поведения, нельзя при нем показывать своих раздражения или обид, недовольства окружающими людьми, чтобы они не копировали ваше поведение.
  • всегда нужно соблюдать культуру в общении, важно показывать пример правильных разговоров, дети копируют поведение взрослых в привычках, речи и способах общения.

Советы по устранению кризисного поведения

Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время. Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий. Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его.

Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий. Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

 4,904 total views,  1 views today

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (63 голос., средний: 4,65 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>