Синдром дефицита внимания у детей: симптомы, способы коррекции

Иногда при обращении к неврологу родители могут слышать диагноз СГДВ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) или СДВ (синдром дефицита внимания). Иногда им может быть неясно, что имеет в виду специалист или в чем разница между аббревиатурами. Это потому, что синдром дефицита внимания — это старый термин. В течение многих лет этот диагноз использовался, но в дальнейшем было решено расширить его до СГДВ, так как зачастую симптомы слишком многочисленны и не могут полностью вписаться только в проблему рассеянного внимания.


Оглавление: 
1. Разница в терминах
2. Симптомы синдрома дефицита внимания у детей 
- Невнимательность
- Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью 
- Импульсивность
- Трудности в школе
3. Помощь родителей
4. Творчество и интуиция

Разница в терминах

Разница между терминами СГДВ и СДВ связана с симптомами. СГДВ имеет три основных симптома:

  • Невнимательность.
  • Гиперактивность.
  • Импульсивность.

Большинство детей с СГДВ имеют проблемы во всех трех областях. Но некоторые в основном имеют проблемы с вниманием или фокусировкой внимания. До 1994 года им бы поставили диагноз СДВ (синдром дефицита внимания). Сегодня формальным диагнозом является СГДВ, преимущественно с расстройством внимания. Есть другие термины, которые люди используют для обозначения этого типа СГДВ. Вы можете услышать:

  • СГДВ без гиперактивности
  • СГДВ, невнимательный тип.

Все эти термины означают одно и то же — СГДВ, когда основным симптомом является невнимательность. Когда дети с СГДВ в основном имеют проблемы со вниманием, их патология не всегда распознается. Они могут просто казаться застенчивыми, «мечтательными» или в своем собственном мире. Но проблема с фокусом внимания влияет на детей по-разному. Они могут не выполнять домашние задания или имеют проблемы с реализацией поручений. Им часто трудно просеивать информацию и знать, что важно, а что нет. Они могут быть легко отвлечены от основной задачи и кажутся забывчивыми или небрежными.

Каковы симптомы СДВ у детей?

Невнимание, гиперактивность и импульсивность — это классические симптомы СГДВ, но у многих детей выявляются разные признаки — проблемы с кратковременной и долговременной памятью, беспокойство и невнимательность, которые слишком долго пропускаются педагогами и профессионалами.

Важно

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания может походить на хождение в темноте: вы ходите на цыпочках, не зная, с чем столкнетесь.

Иногда вы можете сказать или сделать что-то, что вызывает небольшой эмоциональный взрыв. Это то, чего родители максимально пытаются избежать, так как дети реагируют на все чрезмерно эмоционально и резко. С другой стороны, однако, это добрый, щедрый и любящий ребенок. Это состояние противоположностей и крайностей.

Многие родители предполагают, что ребенок с СДВ станет нарушителем спокойствия в классе. Он представляется учеником, который всегда действует, не может сидеть на месте и практически не обладает самоконтролем. Он произносит слова, когда учитель говорит, или бегает вокруг, не обращая внимания на правила, когда он на игровой площадке.

Многие родители, когда они слышат о СГДВ, думают о невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Но не у всех детей есть такие симптомы, и не у всех они проявляются сразу. Даже в этих категориях симптомы разнообразны, поэтому симптомы СГДВ у детей часто не диагностируются.

Невнимательность

Для некоторых детей невнимательный тип СГДВ означает ежедневную потерю вещей или забывчивость. Это также может означать ошибки, трудности в следовании указаниям, или отказ от занятий деятельностью, которая занимает слишком много времени.

Другими словами, такие дети не слушают, что им говорят, или они легко отвлекаются и переходят к чему-то другому, не заканчивая то, что они начали делать. Но с другой стороны, возможны варианты, когда дети гиперфокусированы и не перестают что-то делать, пока не закончат.

Важно

Многие из этих «симптомов» часто встречаются у большинства вполне обычных детей. Это называется детством — лобная доля не полностью развита, детям иногда становится скучно, а некоторые не слишком хорошо слушают или делают домашнюю работу. Это не значит, что у них есть СГДВ.

Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью

Гиперактивность обнаружить немного легче: ребенок может бегать; покинуть свое место, когда он не должен этого делать; он чрезмерно болтлив; волнуется и корчит гримасы, и ему в основном трудно делать что-либо в неторопливом темпе. Ребенок, кажется, всегда в движении — как будто приводится в движение мотором. Это могут быть различные действия, начиная с шалостей, заканчивая социально опасным поведением.

Импульсивность

Ребенок с импульсивными симптомами СГДВ может быть капризным, безрассудным и нетерпеливым. Ему может быть трудно ждать своей очереди, он вмешивается в действия других людей или прерывает их, или дает ответ на вопрос до его завершения. Или он может часто становиться жертвой несчастных случаев.

Поэтому нелегко узнать, есть ли у вашего ребенка СГДВ. Порой родители не замечают симптомов, не считая, что у ребенка есть проблемы или отклонения, либо, наоборот, принимают определенные особенности характера и возрастного поведения за проблемы. Проявления синдрома могут начаться с истерик, когда дети совсем маленькие, но большинство родителей ожидают первых признаков ближе к школе. Зачастую они не думают, что это проблема со здоровьем, а скорее проблема утомления или перевозбуждения ребенка. Он устает и раздражается, что, конечно, запускает цикл стрессов, что ведет к отвлекаемости, взрывам эмоций и слезам. Синдром дефицита внимания сложнее диагностировать, особенно без эмоциональной части расстройства, у ребенка нет признаков гиперактивности, которые легче было бы идентифицировать.

Трудности в школе

Нередко дети хотят читать или писать уже в детском саду и часто они расстраиваются из-за того, что не могут успевать за другими. Затем, когда они учатся писать, им тяжело писать слова. Хотя в поведении может не быть чего-либо необычного, родители понимают – с ребенком что-то не так. В школе им сложно запоминать информацию, которую говорят на уроках. Они могут не успевать записать важные вещи, не помнят информацию, о которой говорилось 1-2 часа назад. Они не могут запомнить номера телефонов друзей, испытывают сложности с адресами. Таблица умножения становится для них серьезным испытанием. Запоминание в целом — столицы стран, орфография и исторические даты даются нелегко. Возникают проблемы с разучиванием стихов и песен.

Тревога и неуверенность в себе – еще одна черта детей с СДВ. Хотя дети с подобным синдромом могут учиться относительно хорошо, но это дается им с огромным трудом. Домашние задания могут занимать по несколько часов, что очень утомляет и перегружает детей, приводя только к ухудшению ситуации. По мере взросления могут начинаться приступы тревоги, теряется уверенность в себе из-за проблемы с учебой. Дети понимают, что они отличаются от других, считают себя глупыми, сумасшедшими или не в своей тарелке.

Важно

Стыд, страх и неуверенность в себе – это еще несколько типичных проявлений СДВ.

Помощь родителей

Если родители знают о проблеме, они могут ее частично решить, поддержать ребенка и настроить его на успех. Они должны давать ребенку понять, что это не плохо и не стыдно. С годами проявления немного уменьшаются, но на протяжении многих лет диагноз СДВ может показывать, что у ребенка есть проблемы, часто вызывая чувство стыда, страха и неуверенности в себе. Страх может сдерживать человека больше, чем что-либо еще.

Его внимание легко отвлекается, чередуясь с удивительно сверх-фокусированным умом в другие периоды времени, в зависимости от эмоционального состояния в данный момент. Он страдает не столько от дефицита внимания, сколько от суетливости и рассеянности внимания.

Физиологические различия в работе мозга часто означают, что у ребенка все процессы интенсивны и усилены. Дети чувствительны к тому, что происходит вокруг них. Они плохо реагируют на шумные места и активные события. Плохие новости могут вызвать беспокойство или печаль. Разум постоянно находится в движении, создает, проектирует, думает и никогда не отдыхает. Хотя дети вполне умны и сообразительны, им требуется больше времени для обработки некоторой информации, что делает домашнюю работу трудной и медленной. Импульсивность означает, что эмоции трудно контролировать, и они могут усиливаться: ребенок может быть упрямым, импульсивным и капризным. Но те же самые черты имеют свои преимущества: он страстный, веселый и яростно верный.

Творчество и интуиция

Дети с СДВ очень креативны, имеют нестандартное мышление и удивительно интуитивны. Они чувствительны, что означает, что они могут легко обижаться, но это также означает, что они сострадательны и щедры. Они могут быстро разобраться в сути дела, когда другие все еще пытаются понять проблему. Они видят связи, которые пропускают другие, и настойчивы, когда другие могут сдаться.

Как родители, вы должны дать вашим детям уверенность и заставить их чувствовать, что они вполне нормальные. Вам нужно уделять гораздо больше времени и внимания сильным сторонам, талантам и интересам вашего ребенка, чем его СДВ и слабым сторонам. Вы должны быть тем маяком спокойствия во время эмоциональных бурь вашего ребенка, которых будет немало. И вы должны переориентировать мышление на позитив, когда компас начинает двигаться в сторону негатива.

Важно

Дети работают над собой, принимают лекарства только тогда, когда им нужно работать и концентрироваться. Но большей частью это проблема воспитания, психологии и общения.

Алена Парецкая, врач, медицинский обозреватель

95 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (43 голос., средний: 4,35 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>