Тревожность у детей: диагностика и методы коррекции

Тревожность является одной из наиболее распространенных проблем психического здоровья у детей и взрослых.  Она затрагивает свыше 20% детей и подростков в течение их жизни. Дети с повышенной тревожностью и неврозами часто ведут себя тихо и хорошо, и поэтому их родители, учителя и тренеры часто не замечают проблем очень длительное время. Но некоторые дети могут быть капризными, устраивают истерики и расторможены, у них часто отмечается синдром дефицита внимания или ярлык «плохого», непослушного ребенка.

Оба варианта поведения на фоне тревожности приводят к тому, что дети и подростки не получают помощи, в которой они остро нуждаются. К сожалению, отсутствие лечения тревоги может привести к депрессии, упущенным возможностям в карьере и взаимоотношениях, увеличению потребления психоактивных веществ и снижению качества жизни.


Оглавление: 
Тревожность детей: когда ее ждать?
Диагностика и определение тревожности у детей
Тревога и стресс: норма и отклонения
Симптомы тревожности
Поведение детей при тревожности
Мысли и чувства детей
Зависимость от родителей
Постоянные переживания на пустом месте

Обратите внимание

Для выявления проблем в школе психологами нередко используется тест тревожности Филипса, это опросник с серией вопросов, на которые детям нужно ответить. По результатам тестирования психолог работает с детьми, которым нужна помощь.

Тревожность детей: когда ее ждать?

Родители часто говорят, что с самого раннего возраста они знали, что с их ребенком было что-то не так, но не сразу распознавали это как проблему тревожности. Некоторые ждали, что их ребенок «перерастет», никогда не ожидая, что их ребенок со временем станет еще более тревожным. Другие родители воспринимали тревожное поведение за вполне нормальное, потому как они сами в детстве вели себя подобным образом. В результате родители детей и подростков с тревожностью часто не понимают, что им делать, а иногда не понимают опасность проблемы.

Важно выявить тревожность и справиться с нею, если у ребенка только начинают проявляться симптомы, или у него уже диагностировано тревожное расстройство. Первый шаг — узнать больше о тревожности: как она выглядит, как влияет и как распознать, если это уже серьезная проблема. Если у вашего ребенка диагностировано тревожное расстройство, важно уточнить его конкретный тип и подбирать терапию индивидуально.

Родители играют важную роль в этом, помогая своему ребенку или подростку справляться с тревожностью. Когда навыки борьбы с повышенной тревожностью практикуются дома, дети и подростки могут научиться противостоять своим страхам, быть более уверенными и в конечном итоге обрести гармонию в жизни.

Диагностика и определение тревожности у детей

Тревога, беспокойство и переживания – это нормальные чувства взрослого и ребенка, они необходимы в определенных жизненных ситуациях. Но когда признаки тревоги, которые родители видят у своего ребенка, могут быть достаточно значительными, чтобы соответствовать критериям тревожного расстройства? Консультация со школьным психологом или специалистом по психическому здоровью является первым шагом в диагностике патологической тревожности. Но важно знать, что профессионалы ищут при диагностике тревожного расстройства.

Начнем с того, что существует одиннадцать различных «типов» тревожных расстройств, и у каждого тревожного расстройства есть список часто встречающихся симптомов, сгруппированных в 4 области:

  • физические реакции;
  • мысли;
  • эмоции;
  • поведение.

Специалисты по тревожности определили, что когда ребенок испытывает тревогу чаще обычного (например, в течение большинства дней и в течение нескольких месяцев) и более интенсивно, чем другие дети того же возраста, более вероятно, что у ребенка разовьется тревожное расстройство. Наконец, те дети, которые испытывают определенный список тревожных симптомов, чаще и интенсивнее, чем сверстники, с большей вероятностью также испытывают значительные нарушения в своей жизни. Эти нарушения могут мешать ребенку участвовать в различных типичных детских событиях, таких как:

  • посещение школы;
  • посещение кружков, спортивных секций или клубов;
  • удовлетворение возрастных нужд, таких как сон всю ночь, выполнение домашних заданий и общение с друзьями.
Важно

Обычно дети и подростки испытывают симптомы более чем одного тревожного расстройства. Они могут комбинироваться одно с другим в причудливых формах, и поэтому отличаются от классического описания.

Тревога и стресс: норма и отклонения

Тревога это нормально. Каждый испытывает беспокойство время от времени, это предупреждает нас об угрозах, защищает от опасности и помогает достигать важных целей. Например, вполне нормально чувствовать тревогу при встрече с медведем в походе или перед тем, как сдать важный экзамен. Тревога не опасна. Хотя беспокойство приносит дискомфорт, это временное явление, она в конечном итоге уменьшится. Ощущения, которые мы испытываем в тревожной ситуации, направлены на то, чтобы предупредить нас и активировать организм. Это нормальная реакция, которая являются частью механизма естественного реагирования нашего организма. Наше тело достаточно умно, чтобы знать, когда «волноваться», а когда «успокаиваться».

Тревожность адаптивна. Она помогает нам подготовиться к реальной опасности, например, пересечению оживленной улицы. Она также может помочь нам выступить в лучшем виде и мотивировать нас на подготовку к экзамену или соревнованиям. Когда мы испытываем тревогу, это вызывает реакцию «бой-бегство» и подготавливает наше тело к реакции. Например, наше сердце бьется быстрее, чтобы доставлять кровь к мышцам, таким образом, у нас есть энергия, чтобы убежать или отразить опасность. Без этого мы бы не выжили. Нам нужно немного беспокойства.

Тревога — это часть жизни. Попытка устранить беспокойство из жизни ребенка практически невозможна, и даже если бы это было возможно, этого делать не нужно. Поскольку тревога повсюду, один из величайших подарков, который родители могут подарить беспокойному ребенку или подростку, — это уверенность и умение переживать беспокойство и стресс, когда бы оно ни возникало и продолжать жить привычной жизнью в любом случае!

Беспокойство может стать проблемой. Когда ребенок беспокоится, избегает совместных занятий или отказывается ходить в школу, потому что он испуган или обеспокоен, тревожность становится проблемой. Думайте о тревоге как о тумане: если он охватывает все, мешает видеть, делать то, что вы обычно делаете, это стало проблемой. Тревога может повлиять на жизнь детей и подростков  следующими 6 способами:

  • Эффекты: эмоциональные и физические — то, что мы чувствуем в нашем теле.
  • Поведение: любые действия, такие как избегание проблем или отстранение от всех.
  • Познание: все то, что проходит разум, тревожные мысли, страхи, ужасы.
  • Зависимость: дети и подростки слишком сильно зависят от своих родителей, не могут шагу без них ступить.
  • Избыточность и крайность: тревога — это проблема, когда она чрезмерна и экстремальна по отношению к ситуации.
  • Функционирование: ребенок не может вести привычную жизнь.

Симптомы тревожности

Тревога — это эмоция, которая ощущается в теле. Это физический ответ организма. Часто, когда дети испытывают тревожность, они фактически не распознают или не описывают симптомы своего тела как беспокойство или нервозность. Вместо этого они могут сказать, что им плохо или болит живот. Подростки могут жаловаться на головные боли, дискомфорт в груди и боли в мышцах плеча.

Общие проявления включают в себя:

  • Боль в груди или дискомфорт.
  • Дискомфорт или боль в животе, тошноту.
  • Головокружение, затуманенность мыслей или неустойчивость.
  • Чувство нереальности, ощущение оторванности от себя.
  • Ощущение жара или леденящего холода при комфортной температуре.
  • Ощущение комка в горле или удушья.
  • Головные боли.
  • Онемение или покалывание в конечностях.
  • Быстрый сердечный ритм.
  • Быстрое дыхание (гипервентиляция), чувство одышки или задержку дыхания.
  • Потливость и неприятный запах пота.
  • Дрожь, мурашки.

Если 4 или более из этих симптомов возникают внезапно (в течение нескольких минут) и интенсивно, у ребенка может быть приступ паники. Панические атаки выглядят пугающе, но не опасны. Нужно помнить, что тело не предназначено для того, чтобы тревожиться часами, оно вернется в состояние покоя. У ребенка, страдающего от  тревожности, симптомы могут постоянно повториться, имея циклический характер.

Поведение детей при тревожности

Тревожные дети и подростки избегают общения и людей! Одним из наиболее распространенных видов поведения у беспокойных детей является отказ делать что-то или ходить в места, где есть другие люди. В ситуации реальной угрозы (например, в случае большой рычащей собакой) очень полезно отойти от угрозы или избежать ее. В других ситуациях, когда реальной опасности нет, изоляция не позволяет детям учиться справляться со сложной ситуацией или заниматься соответствующими возрасту действиями.

Общие примеры включают в себя:

  • Ребенку трудно поднять руку в классе или читать вслух.
  • Он ощущает чрезмерный страх совершения ошибки.
  • Возникает желание быть «идеальным» по внешнему виду и рабочим проектам.
  • Ребенок боится врачей, уколов и лечения зубов.
  • Не общается с другими детьми или имеет мало друзей из-за социальных страхов.
  • Не спит в своей спальне или отказывается спать без света.
  • Не хочет ходить в школу по ряду причин (например, экзамен, выступления, собрание).
  • Отказывается от участия в спортивных, танцевальных или других мероприятиях, связанных с исполнением действий публично.

Ключевой момент — избегания — это привычный, бесполезный способ справиться со стрессом.

Мысли и чувства детей

Тревожные дети и подростки беспокоятся обо всем на свете. Это беспокойство может включать текущую ситуацию или какое-то будущее событие. Маленькие дети могут быть не в состоянии сформулировать свои тревожные мысли, даже если они очень беспокойны. Это также иногда случается со старшими детьми и подростками. Когда они могут сказать, что их беспокоит, тревожные мысли могут варьировать от разумных (например, я провалю тест) до иррациональных (например, я заболею и умру, если буду есть в ресторане).

Общие примеры страхов и тревожных мыслей включают в себя:

  • Я провалю экзамен.
  • Мама может забыть забрать меня после школы.
  • Мой учитель будет кричать на меня, и дети будут смеяться.
  • Эта собака может укусить меня!
  • Мир опасное место.
  • Что если я упаду с велосипеда, все будут смеяться.
  • Что если мои мама или папа умрут?

Зависимость от родителей

Тревожные дети и подростки зависят от родителей гораздо больше, чем ровесники. Эти взволнованные дети либо пытаются успокоиться рядом с ними, либо просят своих родителей сделать для них то, что кажется ненужным. Хотя это нормально и полезно для детей — получать информацию, когда они узнают о новых вещах, или искать утешения, когда они напуганы, дети и подростки с тревожностью часто задают одни и те же вопросы снова и снова, или требуют комфорта, защиты в не угрожающих ситуациях. Кроме того, эти дети часто просят своих родителей сделать что-то для них или быть готовыми помочь на случай, если что-то пойдет не так, даже если результат, которого опасаются, кажется маловероятным. Когда родители таких детей сравнивают своих детей со сверстниками, они часто замечают, что они делают для своих детей гораздо больше, чем другие взрослые.

Общие примеры включают в себя:

  • Вопросы «Вы уверены, что я не заболею?»
  • «Вы уверены, что успеете забрать меня?»
  • Просят родителей поговорить с учителями, чтобы выделить дополнительное время для выполнения задания или для других академических потребностей.
  • Требуют дать им полную смену одежды, когда они пойдут в кино на случай, если испачкаются или намокнут.
  • Не желают быть вдали от дома, если у них нет мобильного телефона
  • Ходят в гости к друзьям только в том случае, если с ними приходит родитель.

Постоянные переживания на пустом месте

Тревожные дети и подростки переживают эмоции в избытке и до крайности. Они беспокоятся о большем количестве вещей, чаще и более радикально, чем их сверстники. Социально озабоченные подростки не просто беспокоятся о том, чтобы сказать что-то неправильное один или два раза, но боятся, что они скажут что-то не то, что их сурово оценят, и будут смущаться до конца своей жизни!

Общие примеры чрезмерной эмоциональности и тревожности включают  в себя:

  • Постоянное ожидание худшего, бедствий.
  • Генерация крайних, радикальных выводов из расплывчатой ​​информации.
  • Проблемы с засыпанием из-за чрезмерного беспокойства о повседневных событиях.
  • Делают экстремальные прогнозы с катастрофическими последствиями.
  • Дети считают себя некомпетентными, непривлекательными, никчемными, безобразными и т. д.

Постоянная тревожность мешает жизни. Поэтому детей оценивают психологи и помогают им справляться с трудностями. Помочь в этом могут различные тесты, включая опросник Филипса. По данным ответов на 58 вопросов психолог делает вывод о тяжести проблемы и разрабатывает методы ее решения.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

 2,225 total views,  1 views today

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (39 голос., средний: 4,79 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>