Как стимулировать речь ребенка

Дети рождаются с умением издавать звуки, которые помогают им в общении с родителями, но речь у них формируется не сразу, а по мере формирования нервной системы, речеобразующих органов и связей между ними и речевыми центрами мозга. Новорожденный издает только непроизвольные звуки – это крики и плач, хныканье, сопение и чмоканье. Эти сигналы помогают родителям ориентироваться в потребностях крохи – если он голоден, ощущает боль или ему дискомфортно, он подает сигналы. По мере развития у младенца появляются первые звуки, слоги, а затем уже и слова. Важно постоянно и активно развивать речь ребенка, начиная с самого рождения. Это поможет в дальнейшем быстрее овладеть навыком и устранять ошибки в речи проще и легче.


Оглавление: 
Роль родительской речи после рождения крохи
Речевые навыки детей до года: базовые сроки 
Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки 
Особенности начальной речи малышей
Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины
Насколько реальна проблема?
Что делать родителям?
Как стимулировать речь ребенка до года
Как стимулировать речь ребенка после года
Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года
Речевые игры

Роль родительской речи после рождения крохи

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой.

Обратите внимание

Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.

За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.

На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку.

В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.

Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом:

  • В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми, кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
  • После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жестыТак, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
  • С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.

Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками. В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов.

Важно

Если кроха не говорит, это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.

К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».

Речевые навыки детей до года: базовые сроки

На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:

  • В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
  • С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
  • С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
  • В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
  • Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
  • В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
  • К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
  • К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд. Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
  • К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
  • В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
  • К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.

Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки

Ребенок с годовалого возраста начинает активно овладевать речью, накапливая пассивный словарь (слова, которые знает) и активный (слова, которые произносит). В него к концу второго года входит до 300-от слов, их них до 75% составляют существительные, около 20% из них глаголы, остальная часть приходится на прилагательные, местоимения и прочие части речи:

  • В год кроха активно манипулирует предметами, оценивая реакции на действия окружающих, любит похвалу, проявляя эмоции голосом.
  • В 14-15 месяцев повторяет слоги и односложные слова за взрослыми, старается полностью передать интонацию, при этом искажая слова (дя – это да, бу – это бух).
  • К 15 месяцам возможно построение зачатков предложений из двух упрощенных слов (используются корни слова), например, кися мяу – киска мяукает. Словарный запас состоит из 5-7 слов, понимание простых речевых инструкций уже без жестов, может позвать членов семьи, просит помощи жестами и звуками.
  • К 1 году 4 месяцам обращает внимание на эмоции других детей, пользуется отдельными словами, жестами и звуками, объясняя свои желания и действия. Может приветствовать знакомых ему людей радостными возгласами и действиями, использует утвердительные и отрицательные слова и жесты (да и нет),  может приносить игрушки по названию, показывая их.
  • В полтора года словарь имеет до 20 слов, может говорить на собственном языке, произнося большое количество слогов, собирая их в причудливые сочетания, похожи на слова. Подобные речевые цепочки по интонации и ритму похожи на взрослую речь, сопровождается жестами и имитацией поведения. Ребенок может повторить за родителями слова из одного или двух слогов, простые для произношения – мама, баба, тетя. Также в речи может произносить ударный слог из всего слова или же слова с одинаковыми слогами. Наиболее произносимые – это гласные звуки – и-у-а-о, или согласные – б-п-м-г-к, мягкие – дь-ть-ль-нь-ть-сь. Может простыми слогами и жестами достаточно понятно объяснить с родителями.
  • К 1 году 8 месяцам появляются понятия единственного и множественного чисел, и окончания слов заканчиваются разными окончаниями, повторяет за взрослыми слова из двух слогов и разных букв, которые он уже знает. Повторяет увиденные жесты и звуки, может капризничать и плакать, чтобы получить желаемое.
  • В 1 год 10 месяцев уже есть предложения их двух слов, двусложные слова и трехсложные. В речи могут опускаться первые звуки или согласное окончание, к двум годам активный словарь насчитывает до 20 слов.

Особенности начальной речи малышей

В самом начальном этапе речевого развития, когда только-только появляются первые слова и предложения, речь практически всегда нечистая, что оправдано неполноценным еще развитием артикуляционного аппарата крохи. На слух дети еще не могут точно различать все звуки в речи. Нередко малыши в начальном этапе имеют типичные ошибки в произношении.

Относительно шипящих звуков – ж-ш-ч-щ:

  • они произносятся крайне нечетко
  • в словах они заменяются свистящими звуками з-с (кася вместо каша, сяпка вместо шапка), замена ш на ф (фапка вместо шапка), либо ж на в (вук вместо жук), буква ч может быть заменена на ц или ть (отьки или вместо очки). Также заменяются щ на ть или сь (сенок вместо щенок).
  • пропускаются согласные, если они стоят первыми в слове.

Относительно произношения Л и Р:

  • они пропускаются или искажаются (ыба и ак вместо рыба и рак)
  • звук р нередко заменяется й-л-в или искажается гласная.

Относительно произношения С,З и Ц:

  • звуки произносятся нечетко
  • пропускаются эти буквы в начале слова
  • звук с заменяется на ф, звук з на в, звук ц на т

Относительно произношения Г,Х и К:

  • пропускаются в начале слова
  • заменяются звуками д или т

Ближе к трем годам малыши начинают говорить короткими фразами, которые состоят из двух-трех слов, и речь их постепенно усложняется. Однако может нарушаться порядок слов и искажение рода, несогласованность в окончаниях падежей. Дети могут сокращать сложные длинные слова, переставляют звуки местами, коверкают слоги.

Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины

Если возникают стойкие речевые нарушения в детском возрасте, причинами их могут становиться различные негативные влияния, которые воздействовали внутриутробно, в период родов или на протяжении первых месяцев жизни. К ним относят:

  • влияние наследственности с наличием умственной отсталости и психических заболеваний, резких изменений обменных процессов, гормональных проблем и дефектов речи у самих родителей
  • осложнения в течении беременности
  • трудные роды с осложнениями и акушерскими вмешательствами, которые привели к травмам головки и асфиксии плода
  • негативные влияния на здоровье в периоде раннего детства, до двух лет
  • влияние среды, в которой общается ребенок, если на него влияют длительные травмирующие психику обстоятельства, стрессы, неправильное воспитание и педагогическая запущенность
  • двуязычные, многоязычные семьи, в которых овладение речью идет позднее, но параллельно на нескольких языках.

Словом, любые влияния, которые, так или иначе, влияют на центральную нервную систему и кору мозга, связи, формирующиеся между речевым аппаратом и речевыми центрами, влияют на время становления речевых навыков и их особенности.

Наиболее тяжело на речи отражаются органические патологи мозга – кисты, кровоизлияния, опухоли, недоразвитие зон мозга, а также воспалительные, гипоксические и прочие поражения. Опасны для становления речи проблемы со средним ухом и частые отиты, хронические заболевания, проблемы с развитием зубочелюстного аппарата. Опасны травмы челюстей и зубов, сосание пальца.

Насколько реальна проблема?

Нередко родители кидаются к логопедам и врачам с первых же слов ребенка, которые он произносит, считая его речь проблемной. Особенно много вопросов вызывает произношение звуков. Если ребенок изначально говорит около 20 слов, с ними большей частью все понятно. Но по мере расширения речи появляются смазанные и непереводимые конструкции. На фоне этого друзья детей или соседей, которые в полтора года говорят предложениями, понятно и относительно много – смущают, заставляют думать о проблемах собственного чада.

Важно

Все дети разные, сравнивать двух детей в полтора года некорректно, так как беременность, роды и послеродовое развитие у них протекали в разных условиях. Да и половые различия также очень вероятны.

Лексический взрыв (это быстрое увеличение объема активного речевого словаря) может помешать ребенку справляться с правильным произношением. Он может знать много слов, но говорить толком не может ни единого. Родителям важно создать условия, чтобы ребенок слышал четкую и правильную речь! Кроме того, в возрасте полутора-трех лет есть типичные особенности речевых функций, вполне допустимые и не относящиеся к аномалиям. Это переставление слогов, замена букв, «проглатывание» окончаний или начала слов.

Что делать родителям?

Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».

Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.

На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально. Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо. Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова.

Важно

Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.

О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха. Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте.

Важно

С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.

Как стимулировать речь ребенка до года

Важно начать со стимуляции гуления в раннем возрасте, привлекая внимание крохи к лицу – его нужно звать по имени, цокать языком, чмокать и дуть, чтобы он сосредоточил взгляд. Нужно разговаривать  ребенком, ведя подобие диалога, имитировать звуки воркования или гуления с паузами, чтобы кроха мог отвечать. Нужно повторять его звуки, так как лицо родителей, произносящее звуки – это самый сильный стимул, привлекающий внимание. Лучше всего в этом периоде воспринимается певучая и плавная речь, в ее интонации дети активно вслушиваются, хотя еще не понимают смысла. Нужно внимательно относиться ко всем сигналам крохи, он иногда сам проявляет инициативу в общении. Это улыбки, взгляды и звуки, похожие на воркование.

Разговаривая с крохой нужно создавать тактильные контакты – поглаживание, щекотание, надавливание на ручки, ножки. Это в сочетании с улыбками и речью помогает активнее развиваться, стимулирует комплексы оживления. Важно только не переутомлять кроху, если он отводит взгляд и ручки – на один раз хватит.

Далее следует стимуляция лепета с играми с крохой лицом к лицу. Можно использовать кресла с наклоненной спинкой, подушки, но важно удобство крохи. Нужно повторять звуки крохи, произносимые им с паузами, чтобы кроха мог отвечать на ваши «слова».  Во время произнесения им протяжных звуков, можно положить свой палец под нижнюю губку, смыкая ее и получая слоги – па, ба. Также ребенку нужны игрушки, которые можно брать в рот, и за счет которых также могут формироваться новые звуки.

Можно повторять ребенку цепочки из слогов – ба-ба, ма-ма, па-па. Параллельно с этим нужно играть с крохой, делая пружинящие подпрыгивания на мячике, коленях, пружинящих поверхностях. Полезно тормошить, дразнить кроху, что провоцирует смех и визги. Повторяйте за крохой лепет, стараясь максимально сохранять его тембр, высоту и темп. Произносите звуки, привлекая внимание ко рту, оставляйте паузы, чтобы кроха мог повторять ваши звуки. Если есть возможность, ставьте аудиозаписи с лепетом других детей, чтобы кроха повторял. Можно записать звуки его собственной речи, чтобы он ее также прослушал.

Как стимулировать речь ребенка после года

Есть множество методик стимуляции первых слов, рождаемых из лепета и затем последующее формирование речи. Это производится поэтапно, шаг за шагом. Если кажется, что кроха по определенным линейкам отстает в развитии собственной речи, можно пробовать определенные техники, работающие до периода 2-3 лет.

Необходимо внесение в лепетную речь крохи смысловой нагрузки. Если кроха произносит мама, необходима ее эмоциональная реакция. Такие же реакции нужно реализовать на все слова.

Необходима также стимуляция активного использования первых слов, путем задавания вопросов – кто это, позови бабу (папу, маму, кису). Нужно также самим использовать лепетные слова и подражания звукам наряду с использованием полных слов. «Скажи, как киса говорит – мяу».

Внимательно наблюдайте за играми ребенка, записывая их речевое сопровождение – все имеющиеся звуки, слова, подражания, несущие смысл, а также имеющийся лепет, который смысла не имеет. На основании записанного стоит провести анализ возможностей артикуляционного аппарата. Малыш должен использовать слоги, буквы, звуки, которые с ним нужно повторять и дополнять новыми.

Из полученных звуков можно составить предположительный словарик слов, которые малыш может произносить из слов и звукоподражаний. Это могут быть такие как барабан — бам-бам, упал – бух, гусь – га-га-га, собака – ав-ав. Первое время ребенок может несколько разных предметов и слов называть схожими конструкциями, но интонации их будут разными. Эти шаги нужны для стимуляции речи в полтора года.

Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года

Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов. Также полезно появление гало-фраз, то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки.

Обратите внимание

Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата. Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков.

Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам. Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.

Речевые игры

Важно в играх по развитию речи проявлять педантичность и последовательность. Всегда нужно начинать с одних и тех же упражнений. Например, начиная со звука а или слога ма. Это помогает ребенку настроиться и включиться в игру, показав, что он готов играть в повторялки. Если ребенок отвечает вам повторением ваших звуков, он готов к игре.

Что нужно для этого? Прежде всего, нужно говорить только те слоги и звуки, которые ребенок уже изучил. Можно использовать от одного до трех повторяющихся слога – это среднее количество слогов в русской речи. Слоги должны быть повторяющимися – ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.

Если кроха произнес не те слоги, вместо га-га – ба-ба, не нужно его поправлять или говорить ему не так, просто нужно повторить цепочку снова.

Если ребенок легко повторяет за вами одинаковые цепочки слогов, можно начать обучение смены слога на другой. Ба-бу, мА-ме, па-пе со сменой гласной, или ба-па, ма-па – со сменой согласной. Когда ребенок освоил и эти упражнения, можно переходить к простым словам, состоящим из тех слогов, которые кроха хорошо произносит – кук-ла, тра-ва, по-ка, но-га. Малыш будет произносить их в облегченном варианте.

Постепенно нужно расширять словарный запас крохи, предлагая ему слоги, которые он еще не знает сам, но пусть пробует их произнести. Постепенно он будет осваивать все новые словесные конструкции.

Рекомендуем прочитать:
Ребенок не говорит: что делать?

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

48 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (30 голос., средний: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>